Интервью выходного дня с учредителями интернет-магазина dok.ua: “Успех – не окончателен, неудачи – не фатальны"

28.07.2018
2516

На фото: Янина Кудь, Юлия Белинская, Владимиро Сорочан, Андрей Дашкевич

Предприниматели Владимир Сорочан и Андрей Дашкевич работают над совместными  бизнесами уже более 10 лет. В числе их проектов:  юридическая компания, онлайн-аукцион депозитов, компания по продаже проблемных кредитных автомобилей. С 2013 года они сосредоточились на развитии интернет-магазина автозапчастей dok.ua. Они начинали вдвоем, а сегодня в их компании работает около 200 человек, ежемесячно у сайта dok.ua около 1,4 миллиона посещений.  По словам основателей, их интернет-магазин занимает второе место на интернет-рынке автозапчастей в Украине. В своем интервью для проекта "Школа Цензуры" они рассказали, почему решили заняться именно этим бизнесом, что нужно для того, чтобы стать успешным в своем деле.


— Как давно вы знакомы?

Владимир Сорочан: Мы знакомы около 12 лет.  Мы оба начинали работать в банковском бизнесе, где и познакомились.

— Как вы поняли, что сможете вести совместный бизнес? Говорят, с друзьями работать труднее.

Андрей Дашкевич: Мы долго присматривались друг к другу. Одно время жизнь развела нас, и мы отдельно занимались своими проектами. Но вот уже 9 лет мы работаем вместе над разными проектами.

— В нашей стране есть стереотип, что работа в финансовой сфере особо престижна. Как вы сменили работу в таком респектабельном в Украине сегменте на торговлю?

В.С: Мы не входили в состав правления банка, были обычными сотрудниками, а позднее руководителями своих отделов. Нельзя сказать, что, уходя из банков, мы теряли свою карьеру. Эта работа была только первым этапом, который занял 5-6 лет.

— Не хотелось строить карьеру в банке?

А.Д: Лично у меня такого желания не было. В этой сфере довольно трудно пробиться, и я знаю примеры, когда люди зависали на одной позиции на долгие годы.

— То есть, построить карьеру в финансовой сфере сложнее?

А.Д: Для меня – да. В бизнесе я знаю, что успех зависит от меня, а в банке это не так. Я не хочу полагаться на кого-то абстрактного. Не хочу надеяться, что кто-то увидит и оценит, что освободится место для повышения.

В. С: Я очень часто встречаюсь с мнением, что работа в банке – это что-то высокоинтеллектуальное. На самом же деле, если придет кризис, многие люди не смогут поменять сферу деятельности ввиду того, что они начали свою карьеру в банке.

У меня раньше тоже было представление, что в банках работают какие-то гении. Однако попав в эту сферу, понял, что это не так. Зато появилась уверенность в собственных силах построить собственный бизнес.

— Желание построить бизнес возникает у многих людей, но всех интересует вопросы: а где искать идеи? Расскажите, как вы пришли к идее для своего дела в вашем случае?

А.Д: Когда я работал с депозитами для юридических лиц, пришла идея создать онлайн-аукцион. Так юридические лица могли устраивать торги за свой лот – размещение депозита по лучшей ставке. Это был мой первый бизнес после работы в банке.

— Бизнес был успешен?

А.Д: Нет. Механизм работы онлайн-инструмента был отличным, но мне не хватило умения продвигать абсолютно новый продукт на рынке. Это дело пришлось закрыть из-за отсутствия клиентов, плюс другие проекты уже начинали приносить свои плоды, так что я сосредоточился на них.

— Многие люди сдаются после первого провала. Как вы относитесь к ошибкам в бизнесе?

А.Д.: Это опыт. Спустя какое-то время я сам над собой смеялся: сразу же после запуска продукта онлайн я проверял уведомления в телефоне – не пришли ли заявки? Но я не задал себе вопрос, как клиент меня найдет, если я не продвигал свой продукт? Это был хороший урок. Если бы мы сегодня с Владимиром запускали новый продукт, мы бы сначала убедились, что хоть что-то знаем о продвижении абсолютно новой продукции. Если нет, то нужно найти людей, которые смогут в этом помочь.

В.С: Нужно сначала убедиться в том, что вы сделали все, что от вас зависит.

 

Поиски ниши

— Согласны ли вы с тем, что, если заниматься любимым делом, успех будет побочным эффектом в виде денег?

В.С: Это вполне рабочая схема, но никаких гарантий нет. В бизнесе всегда есть элемент неожиданности, удачи, от которых может многое зависеть.

— Сейчас вы владеете интернет-магазином автозапчастей. Как вы пришли к этому бизнесу?

А.Д: У нас была юридическая компания, которая занималась куплей и продажей автомобилей, которая входила в топ-3 аналогичных фирм в Украине. Нам захотелось создать что-то новое, какое-то ответвление от существующего дела. Нам были интересны автомобили, сервис, торговля, развитие через интернет. Однажды просто придумали идею продажи автозапчастей онлайн – это объединяет как раз все ранее перечисленные интересы.

— Как вы можете оценить нынешний рынок автозапчастей в Украине?

В.С: Цифры назвать не смогу, но примерно понять, что представляет из себя рынок автозапчастей поможет тот факт, что крупнейший игрок рынка по продаже автозапчастей онлайн одно время входил в топ-5 крупнейших eCommerce-проектов России.

— Сколько в Украине автомобилей?

В.С: Около 8,7 млн легковых и легковых коммерческих, если не считать ребят на литовских и польских номерах, которых, примерно 250 000.

— То есть, можно предположить, что объем рынка исчисляется миллиардами?

В.С: $2,5 млрд –  это примерный объем всего рынка запчастей.

— Проект dok.ua существует около 5 лет. Как вы его создавали?

В.С: Над сайтом мы работали где-то год. Я лично работал над архитектурой сайта, его usability. Мы старались быть задействованными в процессе создания нашего продукта как можно больше.

— Сколько стоило создание сайта?

В.С: Мы не подсчитывали, сколько потратили на создание нашего ресурса. Но если сейчас купить готовый интернет-магазин, который уже подстраиваешь под свои нужды, стоит $3000-5000. Но такой "черновой вариант" будет иметь множество недочетов, которые нужно переделать или исправить, а на это может уйти даже $100 000.

А.Д: Это при условии, что есть люди, которые могут это сделать – их работа дорогостоящая. В нашем случае, 80% создания сайта – наша с Владимиром работа.

В.С.: И то – потраченные деньги на создание могут себя не оправдать. На этапе подготовки запуска интернет-магазина, нужно подробно разобрать каждый блок, каждый возможный шаг клиента. А чтобы человек смог в это вникнуть и все проработать, нужно гореть своим делом. Без огонька в глазах ничего крутого не построишь.

— В вашем первом деле вы не знали, как привлечь клиентов. А как вы привлекли их в случае с dok.ua?

А.С: На первых этапах работы у сайта есть два основных канала получения трафика: реклама в Google и органический трафик. После получения первых денег от органического трафика, мы начали вкладывать их в рекламу и открывали каналы платного трафика. Далее уже нужно работать с деталями: например, прорабатывать возможные поисковые запросы клиента.

Как соблюдать баланс

— Приводит ли собственный бизнес к тому, что он становится не просто частью жизни, а самой жизнью? 

В.С: Это так. Если ты хочешь создать классный продукт, ты должен посвятить ему все свое время. Я еще не знаю таких людей, которые смогли бы построить этот work-life balance.

— Когда вы поняли, что ваш интернет-магазин стал успешен?

В.С: Через полтора года с момента запуска. За это время было много сложностей, иногда мы думали, что достигнут предел наших возможностей, и все пропало. Но мы справились, и сейчас это даже приятно вспоминать.

— Сколько у вас конкурентов на рынке?

В.С.: Очень много, а еще больше "последователей", которые полностью копируют наш сайт.

Когда мы выходили на рынок, в Украине был один игрок, который занимал 8/10 всего рынка. Сейчас я могу сказать, что мы делим с ним первое место. На самом деле, наличие, грубо говоря, одного крупного игрока и послужило последним решающим фактором для запуска нашего проекта. Мы увидели, какие слабости есть у платформы конкурента – плохой сервис, неудобный сайт и так далее – это и послужило причиной, почему мы решились на открытие dok.ua. Мы четко увидели, что нового мы сможем дать рынку.

— Сейчас у вас около 200 сотрудников в компании. С какими проблемами вы сталкивались при росте бизнеса?

В.С: При росте бизнеса появляются проблемы в самых неожиданных сферах, так что тебе приходится учиться разбираться и в бухучете, и в работе с кадрами.

— Как мотивировать сотрудника? Знаете ли вы какие-то действенные инструменты для мотивации?

А.Д: Мы берем на работу людей, которые горят своим делом. Если этого энтузиазма нет, то делать у нас нечего.

В.С: Да, у нас такой подход. У нас есть сотрудники, которые работают 4 года c момента основания. Все руководители начинали с позиций рядовых сотрудников. Человека, который выглядит "уставшим", даже если он и профессионал в своем деле, лучше не брать на работу.

Здесь можно вернуться к вопросу о росте компании. Ты уже не сидишь со всеми сотрудниками в одной комнате и всех не видишь. У нас в штате сотрудников уже есть люди, которых нанимали не мы. Здесь очень важно не брать на работу тех, кому все равно. Очень часто молодые компании загибаются, потому что с ростом там будет работать 500 человек, которым все равно, а не 10, которые горят идеей.

— Есть ли какие-то правила успешного партнерства. У вас есть письменное соглашение?

А.Д.: Доверие как к человеку и как к профессионалу, и у каждого своя сфера ответственности.

В.С: У нас нет письменных соглашений о начале бизнес-партнерства, только обязательные юридические документы, необходимость в которых возникла в процессе ведения бизнеса.

 Какой совет вы могли бы дать людям, которые еще не начали свой бизнес?

В.С: Хорошо подумайте, надо ли оно вам. Бизнес – это смелость, твердость и очень, очень много труда.

Описывая трудности ведения своего дела, хотелось бы вспомнить фразу Уинстона Черчилля "Успех – не окончателен, неудачи – не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать". Эта цитата идеально описывает ведение бизнеса.

 

 Авторы: Юлия Белинская, Янина Кудь, Дарья Янченко

 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.