Ecommerce-рынок Украины: тенденции, которые будут определять развитие в 2018 году

19.01.2018
11568

Источник фото: dmhubtraining.com

За 2017 год рынок e-commerce Украины вырос на 30% и сейчас составляет 50 млрд грн. Украинцы чаще всего покупают через интернет одежду и электронику, следующие на очереди — FMCG-товары и продукты. Онлайн-составляющая присутствует даже в офлайн-шопинге  потребители сначала изучают товар и цены на сайтах ритейлеров, а интернет-магазины, в свою очередь, все чаще начинают развитие по модели маркетплейса. Мы собрали главные тренды украинского рынка e-commerce и определили 5 золотых правил для ритейлера в 2018 году

По оценкам Promodo, рынок электронной торговли Центральной и Восточной Европы вырос на 30% и Украина не отстает. За 2017 год украинский рынок e-commerce, по данным EVO, также вырос на 30% и составляет примерно 50 млрд грн. Компания ожидает, что объем рынка электронной торговли в стране в 2018 году возрастет до 65 млрд грн.

Рост рынка Наталья Кошевая, директор по маркетингу Comfy, объясняет двумя факторами: влиянием инфляции и ростом потребительского спроса. Объем e-commerce в fashion-сегменте Юлия Шилова, директор по маркетингу LeBoutique, оценивает в $200–250 млн. При этом рост числа потребителей, которые предпочитают покупки онлайн, постоянно растет.

Рост объема рынка фиксируют и логистические компании. «Новая Почта» в прошедшем году доставила около 33 млн посылок для e-commerce, что на 30% больше, чем в 2016-м. «Также о росте рынка сигнализирует растущий спрос на услугу фулфилмента со стороны онлайн-продавцов», — комментирует «Новая Почта».

Около 20% украинцев совершают покупки через интернет. Согласно результатам исследования GfK, 60% жителей страны пользуются интернетом и только 34% из них совершают покупки в интернете.

Также, согласно данным GfK, чаще всего через интернет украинцы покупают технику и электронику (52%), одежду (45%), косметику и парфюмерию (34%). Интересы украинцев совпадают с предпочтениями жителей Европейского Союза. Онлайн-покупатели в ЕС также предпочитают в основном электронику и одежду. Хотя, по оценкам EVO, в Украине на первом месте все-таки одежда, и в ближайшее время появится высокий спрос на покупку через интернет FMCG-товаров, продуктов питания и зоотоваров. Также вскоре возрастет спрос на электрооборудование — электрические инструменты, генераторы, электродвигатели.

Приблизительно 45% всех онлайн-покупателей Украины хотя бы раз за весь год совершают покупки в социальных сетях. «При этом растет популярность Facebook в качестве онлайн-сети для покупок, а такие сайты, как VK и Odnoklassniki, наоборот, теряют популярность среди онлайн-покупателей», — комментирует GfK.

Без интернета никуда даже в офлайн-шопинге. «Присутствие интернета в цепочке покупки сегодня составляет 80%, — говорит Денис Рогачев, руководитель отдела e-commerce Comfy. — Перед тем как прийти в магазин, в 8 из 10 случаях потребители ищут информацию, сравнивают характеристики и цены в интернете».

Также малый бизнес в сегменте e-commerce все больше переходит на работу с маркетплейсами. «Рядовому предпринимателю часто сложно поддерживать собственный сайт. В этом случае работу продавца на маркетплейсах можно сравнить с переходом от собственного склада к фулфилменту — предприниматель делает выбор в пользу развития бизнеса и продаж, а склад и логистику отдает на аутсорс. В случае с сайтом предприниматель выбирает маркетплейс — готовую работающую площадку для продаж, в которую не нужно инвестировать такой объем средств и времени, который потребуется для поддержки и развития сайта», — комментирует компания.

Многие украинские ритейлеры уже уловили эту тенденцию. Rozetka работает по модели маркетплейса с 2014 года, на Lamoda маркетплейс появился c 2016-го, а в LeBoutique — с 2017 года. Также в прошедшем году маркетплейс запустила и modnaKasta. В компании уверены, что запуск маркетплейса привлечет на сайт более платежеспособную аудиторию и позволит значительно сократить время доставки.

Источник фото: suncoastcfosolutions.com

Что делать, чтобы быть в тренде в 2018 году?

Быть технологичными. LeBoutuque, например, в феврале прошлого года запустила онлайн-примерочную на своем сайте. За год функцией воспользовались более 1 млн покупателей. А в начале января сеть «Алло» объявила о старте работы первого в Европе виртуального магазина. «В онлайн-магазине «Алло» будет продаваться максимально широкий ассортимент товаров. При этом мы начинаем его наполнение именно с крупной бытовой техники», — говорит Евгений Резуев, директор по маркетингу ГК «Алло».

В «Новой Почте» также отмечают важность технологической составляющей в работе с клиентами. Речь идет об углубленной интеграции систем логистического партнера и интернет-площадки. «Интеграция логистики и интернет-площадки позволяет таким мировым гигантам, как AliExpress и eBay, предоставлять покупателям возможность отслеживать посылку, не покидая сайт. В Украине пока такая опция есть далеко не у всех, поэтому покупатели вынуждены покидать сайт продавца и обращаться за трекингом своих отправлений на сайт логистической компании», — комментирует компания.

Быть мобильными. Также, как отмечает Денис Рогачев, покупатели все чаще предпочитают шопинг с помощью смартфона. На данный момент 35% заказов онлайн-канала в COMFY составляют заказы пользователей со смартфонов. Так что нужно если не создавать собственное мобильное приложение, то точно оптимизировать сайт интернет-магазина для мобильных устройств.

Уделять больше внимания клиентскому сервису. По словам вице-президента по маркетингу «Сільпо» Павла Роганова, все сотрудники компании называют своих клиентов гостями. Кассиры даже поздравляют покупателя с днем рождения, если тот воспользуется картой лояльности. «Я решил протестировать эту функцию, подстроил свой день рождения в системе и отправился в супермаркет. В итоге эмоции помню до сих пор», — рассказывает Роганов.

Согласно отчету о тенденциях на рынке e-commerce в Центральной и Восточной Европе Promodo, повторные покупки обеспечивают 70% продаж интернет-магазина. Поэтому ритейлерам нужно сосредоточиться не столько на привлечении новых покупателей, сколько на усовершенствовании системы работы с уже лояльными клиентами для их удержания.

Быть везде. Хоть количество интернет-покупателей в Украине растет с каждым годом, наблюдается тенденция к выходу онлайн-магазинов в офлайн. Так, Rozetka открыла свой первый офлайн-магазин в ноябре 2017 года, modnaKasta и LeBoutique продолжают открывать шоу-румы. Можно рассмотреть вариант и сохранения собственного онлайн- и офлайн-магазина, и презентации своего товара на маркетплейсе. Так поступили, например, Arber и Vovk — бренды имеют свою розничную офлайн-сеть, онлайн-магазин и еще представлены на таком fashion-маркетплейсе, как Lamoda.

Отказаться от бумажной волокиты. Так уже сделали «Новая Почта» и «Пост Финанс». EVO считает оцифрование бизнес-процессов одним из драйверов e-commerce в Украине в 2018 году. «Законы Украины уже содержат нормы для прохождения налоговых проверок в электронном виде», — комментирует Денис Горовой, директор по развитию EVO. В марте прошлого года компания EVO запустила онлайн-сервис обмена документами «Вчасно», в системе уже зарегистрировалось более 17 000 компаний.

Автор: Дарья Янченко

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.