Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Кадровый голод или как украинский ритейл будет решать проблему дефицита линейного персонала
iPelican
В розничной торговле занято большое количество сотрудников на линейных позициях. Украинский ритейл столкнулся с дефицитом линейного персонала
По данным rabota.ua, ежемесячно на сайте публикуется 11-12 000 вакансий в профессиональной сфере «Торговля». Большая часть из них – это линейный персонал, а лидер по количеству вакансий – должность «продавец-консультант». На втором месте – торговые представители, далее – кассиры. У каждой позиции тройки лидеров доля вакансий превышает долю резюме. "В ситуации, когда на вакансию кандидаты мало откликаются, шансов найти отличного кандидата в базе резюме не так уж и много", — говорит HR-эксперт в rabota.ua Татьяна Пашкина.
Динамика количества вакансий в сфере Торговля в сравнении с динамикой вакансий на сайте rabota.ua по рубрикам в целом (2016 - 2017 г.г.) Данные за январь 2016 года приняты за точку сравнения (100%)
Какая доля линейного персонала у ведущих игроков своих сегментов
Операционный директор «ЭКО маркет» Игорь Карчевский говорит, что линейный персонал в компании занимает около 92% от общего числа сотрудников, а доля дефицита порядка 10 %. Особо остро стоит проблема специализированных работников: пекари, обвальщики мяса, кулинары, кондитеры, кассиры.
В структуре почтового оператора «Нова Пошта» линейный персонал (сотрудники сети отделений, контакт-центра, команды адресного обслуживания, сети сортировочных терминалов по Украине) составляет около 85%.
В организационной структуре LeBoutique задействовано около 70 % линейного персонала. В последние 2 года в LeBoutique занялся производством собственных брендов одежды, поэтому в компании ощутили недостаток таких квалифицированных специалистов, как швеи, закройщики, конструкторы, технологи.
По состоянию на декабрь 2017 года, в дрогери-сети EVA работают более 6000 сотрудников, линейный персонал составляет около 90%.
Ведущий менеджер HR-департамента «Линии магазинов EVA» Алена Серко считает, что для активно развивающейся розницы допустимы показатели текучести персонала 100% и выше. В EVA говорят, что если рассматривать стабильные старые магазины, то, в первую очередь, причины текучести персонала связаны со сменой работы по специальности. В сети много студентов, которые заканчивают обучение и хотят попробовать себя в другой сфере. Еще одна причина увольнения – большой объём работ.
Почему образовался дефицит кадров
По данным «Нова Пошта», в результате исследования настроений малого и среднего бизнеса, которое этой осенью провел Союз украинских предпринимателей, основным сдерживающим фактором развития своего дела украинские бизнесмены назвали отсутствие квалифицированных кадров. Такое мнение высказали 32% респондентов.
Участники рынка отмечают, что во многом причиной дефицита стало принятие в мае этого года безвизового режима со странами Европейского союза, и как результат трудовая миграция. Еще одна причина — низкая мотивация молодежи работать на рабочих специальностях и не высокая заработная плата.
Именно рекордная прошлогодняя миграция из Украины — 1,3 млн человек — помогла официальной Варшаве стабилизировать экономику: насытить рынок труда, снизить инфляцию и способствовать долгосрочному росту экономики. Более того, по данным Польского союза предпринимателей и работодателей, для поддержания экономического роста стране понадобится еще 5 млн украинских рабочих на протяжении следующих 20 лет.
По словам директора по управлению персоналом COMFY Марины Майор, уезжают за границу разные специалисты, нет определенных категорий. Особенно отток заметен среди высококвалифицированных сотрудников. "В связи с тем, что в Украине стало меньше людей и на одного кандидата приходится несколько вакансий, в 2017 году процесс найма потребовал затрат в 2,5 раза больше, чем в предыдущем. Кроме этого, Украина находится сегодня в демографической яме. На сегодняшний день студентов-выпускников меньше намного, чем было 10 лет назад. Многие молодые люди уезжают учиться за рубеж и не возвращаются", - говорит Марина Майор. Тем не менее, COMFY свои потребности по вакансиям закрывает.
"Сейчас крупный бизнес активно ищет новые пути для найма и удержания линейного персонала и одновременно вкладывает в новые разработки, технологии и автоматизацию процессов для того, чтобы сократить потребность в людях", — комментируют в пресс-службе «Нова Пошта».
Как выросли заработные платы
В Rabota.ua отмечают, что в среднем зарплаты по Украине за 2017 год выросли на 11%. "Тем не менее, на многих позициях предлагаемая работодателями зарплата ниже ожиданий соискателей. Например, для закупщиков и менеджеров по развитию сети эта разница может достигать 3000 грн", — говорит Татьяна Пашкина.
Опрошенные нами ритейлеры говорят, что рынок диктует повышение заработных плат.
В «ЭКО маркет», в нынешнем году рост заработных плат линейного персонала составил в среднем около 20 %. Операционный директор отмечате, что в следующем году рост составит те же 20%.
"В среднем в этом году заработные платы сотрудникам «Нова Пошта» повысились на 20-30%, по некоторым рабочим специальностям – чуть выше. В следующем году, по нашим расчетам, тенденция сохранится", - говорят в «Нова Пошта».
В недавнем интервью агентству «Интерфакс-Украина» генеральный директор корпорации «АТБ» Борис Марков рассказывал, что за последний период, корпорация АТБ суммарно увеличила доход персонала в магазинах торговой сети до 50%. "Безусловно, не только наша компания, но и вся отрасль будет вынуждена повышать этот показатель, пока он не выйдет на какой-то баланс хотя бы по сравнению со странами ближнего зарубежья – Польшей, Чехией, Прибалтикой и т.д", - говорит Борис Марков.
данные: rabota.ua
Работодатели озабочены не только повышением заработных плат, но и мотивацией персонала. По словам Татьяны Пашкиной, работодатели активно используют мотивационные составляющие зарплат, например краткосрочную систему премирования (бонусы за сервис в магазине, ежемесячные конкурсы за индивидуальные достижения); долгосрочную систему премирования (за достижения по результатам квартала или сезона); дисконт на продукцию, представленную в магазине.
"Сотрудников компании мотивируем хорошей заработной платой, развитием, обучением, поддерживаем благоприятный климат отношений в коллективе и комфортную продуктивную атмосферу – 90% руководителей выросли в COMFY", — говорит Марина Майор.
В логистическом операторе отмечают, что в компании можно сделать карьеру. "Средний возраст члена команды в компании составляет 23-25 лет. Человек, который начал со стартовой позиции в отделении, показал высокую результативность и наличие менеджерских навыков, может стать его руководителем уже через полгода работы",— рассказывают в «Нова пошта».
По словам руководителя отдела персонала LeBoutique Ирины Скрипки необходимо также учитывать индивидуальный подход в мотивации: кого-то больше мотивируют тимбилдинги, кто-то ценит возможность саморазвития, а для кого-то мощным стимулом является финансовая составляющая.
Какие действия должны удерживать и привлекать людей к работе в украинских компаниях
Участники рынка говорят что бизнес и государство должны проводить совместный комплекс мер, поскольку дефицит персонала не исчезнет завтра.
"Работодателям нужно пересматривать подходы к привлечению персонала, уровень материальной и способы нематериальной мотивации. Государству нужно ускорить экономические и социальные реформы и приток в страну инвестиций в производство, ритейл, сервисный и другие сегменты экономики", - говорят в "Нова Пошта".
По словам Татьяны Пашкиной, работодатели уже активно привлекают в ритейл специалистов 45+ и кандидатов с физическими ограничениями, обучают и развивают. Работодатели, предлагающие внятную и адекватную систему взаимодействия и с персоналом, и с кандидатами, проблем с подбором имеют меньше, чем работодатели с негативной репутацией.
"Каждый второй специалист мечтает получить опыт работы в международной компании. Поэтому украинским компаниям необходимо стремиться к международным стандартам - ценить сотрудников, улучшать условия работы и создавать среду для новых идей", - говорит Ирина Скрипка.
Игорь Карчевский приводит пример немецкого ритейлера «Lidl», который выступает с очень правильной коммуникацией, где четко персонализирована торговая команда: директор + линейный персонал, которые смотрят в одном направлении = успешная торговая команда.
Автор: Александр Шокун