Сможет ли розница мобильных операторов потеснить независимых игроков на рынке смартфонов

13.10.2017
3829

Onliner.by

С запуском 3G мобильные операторы стали проявлять интерес к тому, чтобы смартфонами пользовалось как можно большее количество людей. Для этого их розничные сети меняют концепцию и продают смартфоны, аксессуары или подключают их к дополнительным сервисам. Таким образом они оказывают давление на розничные сети. Смогут ли мобильные операторы вытеснить независимых ритейлеров — мобильных операторов?

По словам директора по продажам и абонентскому обслуживанию Vodafone Ukraine Евгения Булаха, по состоянию на 1 октября под брендом Vodafone работает 431 монобрендовая торговая точка, из них 31 — в собственности оператора. У компании есть планы по развитию собственной сети, они хотят значительно увеличить количество собственных магазинов. «Если сейчас в наших магазинах мобильной связи работает концепция shop-in-shop, т. е. продажей гаджетов занимается наш партнер, то в ближайшее время мы планируем заняться собственной гаджетной розницей. Мы в этом и прошлом году инвестировали рекордные средства в создание самой современной 3G-сети, и поэтому заинтересованы в том, чтобы украинцы пользовались современными дата-услугами, для которых необходим смартфон», — отмечает Евгений Булах.

В ритейл-сети «Киевстар» 411 магазинов, и в ближайшие два года компания планирует открыть еще минимум 50. Это сопоставимо с независимыми ритейлерами: например, в сети «ЖЖУК» представлено 500 магазинов.

Как отмечает маркетинг-директор сети «Алло» Евгений Резуев, увеличение доли продаж смартфонов в собственной рознице мобильных операторов связано с определенным маркетинговым давлением, а именно — с запуском специальных предложений по продвижению продаж смартфонов в операторской рознице.

В пресс-службе «Киевстар» отмечают, что смена приоритета с обслуживания абонентов мобильной связи и интернета на продажу девайсов является частью долгосрочной стратегии развития сети магазинов. В течение двух последних лет компания проводит ребрендинг сети. В новых магазинах кроме смартфонов и аксессуаров к ним «Киевстар» продает очки виртуальной реальности, гироборды, квадрокоптеры. 

В приоритете Vodafone Ukraine будет продажа комплектов «девайс + набор услуг оператора». Это европейская практика, которую Vodafone применяет во всех странах присутствия. 

По словам Евгения Резуева, операторы хотят преломить ситуацию, при которой в их рознице продается меньше смартфонов по сравнению со специализированными магазинами. Он отмечает, что крупнейшие игроки — независимые ритейлеры на рынке смартфонов — ничего не потеряли, а отток доли продаж смартфонов наблюдают некоторые сети супермаркетов и несистемные игроки, у которых нет значимого национального бренда.

Европейский опыт 

Из-за низкого среднего чека на услуги мобильной связи (до появления 3G) операторская розница не работает так, как на развитых рынках. В Vodafone Ukraine отмечают, что в Европе можно купить iPhone за EUR100, если подписать контракт, а в Украине нельзя. Причина — низкая стоимость услуг мобильной связи, которая не позволяет достаточно быстро покрыть стоимость устройства, ведь украинские абоненты платят за связь значительно меньше.

Евгений Резуев говорит, что в Украине под брендами мобильных операторов работают некрупные региональные игроки. «Украина — не Великобритания, где главный фактор — это покупка устройства с дотацией вместе с контрактом оператора (так будет заметно дешевле). В Украине такая возможность отсутствует из-за крайне низкого среднего чека. Именно поэтому мы живем на рынке, когда операторская розница, несмотря на значимое число торговых точек, уступает крупнейшим специализированным  ритейл-игрокам», — говорит Евгений Резуев. 

Евгений Булах считает, что операторская розница — по сравнению с сетями, которые занимаются только продажей устройств, — как раз может попытаться найти правильный баланс стоимости услуг и смартфонов для того, чтобы сделать такую возможность доступной и в Украине.

Развитие 3G- и в будущем 4G-сетей будет способствовать развитию операторской розницы. Евгений Булах также отмечает, что стимулировать развитие гаджетной розницы будут инициативы, направленные на борьбу с теневым рынком нелегального ввоза и продажи «черных» девайсов. Это то, что  является стоп-фактором для развития розничных сетей. 

«Конечно, глобально операторы могут перекроить рынок, инвестируя существенные суммы, но такой шаг не будет приносить их собственникам прибыль даже в среднесрочной перспективе. Операторы продолжают смотреть на свою розницу, как на одну из статей расходов в рамках привлечения абонентов. Для них главными источниками дохода являются их основные услуги», — рассказывает Евгений Резуев. Он говорит, что системные розничные компании, сосредоточенные только на этом бизнесе, уделяют основное внимание ассортименту, бизнес-процессам и развитию дополнительных услуг, что делает их сети более эффективными.

Руководитель региональной сети по продаже БТиЭ, пожелавший остаться неназванным, утверждает, что доверие к операторскому магазину в небольших городах может оказаться выше, чем к магазинам неизвестного продавца. В зоне риска также находятся маленькие магазинчики без названия или просто витрины с небольшим ассортиментом смартфонов. «Думаю, крупным сетевым игрокам переживать пока очень рано, а вот маленьким магазинам без вывески, похоже, жить осталось недолго. Они будут активно покидать рынок, ведь, по сути, предложить качественный сервис по продаже и обслуживанию они не могут. А покупатель становится все более требовательным», — говорит он. 

По словам директора розничной сети Brain Тараса Мазура, в отличие от Европы, где лидируют мобильные операторы и бренд-шопы, а маленькие мультибрендовые магазины не так популярны, рынок Украины весьма «особенный». Он полагает, что небольшие мобильные ритейлеры могут быть потеснены с рынка.

Автор: Александр Шокун

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.