Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Культ еды. В Украине растет число фастфудов
Фото: https://www.facebook.com/fransua.cafe/
В Украине наблюдается бум развития сферы общественного питания: украинцы все чаще предпочитают есть вне дома. Особенную популярность набирают сети фастфудов. Международных игроков в этом сегменте немного, поэтому национальные операторы взяли курс на расширение
По данным компании RealtyStory, доля объектов общественного питания (кафе, ресторанов, кофеен) на центральных улицах Киева (Крещатик — Большая Васильковская) выросла приблизительно с 20% до более чем 30%. При этом вакантность помещений на этих улицах существенно снизилась с 18% в 2015 году до 7% в первом полугодии 2017-го.
«Популярность фастфудов диктуется современным ритмом жизни, особенно среди молодежи. Основные преимущества заведений быстрого питания по отношению к традиционным — скорость, доступность и приемлемые цены», — отмечает начальник управления общественного питания компании WOG Максим Пятаков.
По его мнению, активно будут развиваться фастфуды по франшизе. По франчайзинговой схеме с начала года сети FreshLine и «Крыла» открыли по 8 заведений, «Львівські круасани» — 11, «Франс.уа» — 33.
«На рынке наблюдается бум открытий фастфуд-сетей. Владельцы торговых марок бьются в основном за одни и те же локации — имеющие трафик от 500 чел./ч, мощность — от 15 кВт и площадь от 30 до 100 кв. м. Поиск помещения является главным сдерживающим фактором для их развития и роста», — рассказывает эксперт по торговой недвижимости и франчайзинговый брокер Дмитрий Лузаков.
Из-за повышенного спроса владельцы торговых помещений для фастфуда по окончании договора не желают заключать новые договоры на действующих условиях: стоимость повышается минимум на 10–30% для средних помещений, а на топ-помещения цены могут быть непредсказуемы для рынка.
Генеральный директор и владелец сети «Крыла» Алексей Попов рассказывает, что национальные сети развиваются, часто превышая даже докризисные темпы.
Фастфуд-МАФы
Практически нулевая вакантность торговых центров и ограниченное предложение качественных локаций в сфере стрит-ритейла вынуждают сети искать новые форматы. В мае 2017 года сеть «Крыла» запустила в тестовом режиме новый для себя формат — МАФ. В целом компания планирует использовать МАФы как минимум трех разных форматов — от 7 до более чем 40 кв. м.
«Надеемся, этот формат будет успешен и даст новый виток нашей сети. Мы планируем создать систему ресторанов, окруженную спутниками — МАФами — и запустить на всех этих локациях доставку. Это может позволить нам закрепиться не только на украинском рынке доставки еды, но и на более стабильных — международных», — рассказал владелец сети «Крыла», уточнив, что компания разработала концепцию максимального покрытия территории — один ресторан на 80 000–100 000 населения. На этой территории планируется открытие одного ресторана и до пяти МАФов. Тем самым компания обеспечит быструю доставку в городах своего присутствия, так как доставка будет происходить как из ресторанов, так и из МАФов.
По словам Николая Чумака, основателя компании Idnt, преимуществом МАФов над ТРЦ является то, что им не приходится трудиться над формированием трафика, ведь они уже размещены в самых трафиковых местах.
«Когда фудкорт в ТРЦ думает над тем, как заманить к себе клиента, МАФ его перехватывает еще на пути к ТРЦ. Кроме того, в этот формат идут, потому что у него маленький входной порог, он дешевле. Кстати, в некоторых странах McDonald's также работает в формате киосков. В них представлен меньший ассортимент, по сравнению с полноценным рестораном», — рассказывает Николай Чумак.
Тем не менее культура ведения бизнеса по франчайзингу в Украине очень низкая, считает он. Законодательство не предоставляет реальных механизмов защиты сторон этого процесса. Многим трудно найти франчайзингового партнера, к которому было бы 100%-ное доверие. Из-за этого многие глобальные сети, работающие по модели франчайзинга, не рискуют открываться у нас.
Более того, в США, к примеру, законодательство устанавливает, на каком расстоянии друг от друга могут размещаться МАФы. «Рынок четко регулируется. В результате потребитель получает чистую улицу, а бизнес — клиентов», — резюмирует Николай Чумак.
Татьяна Хомяк