Будущее торгового оборудования: «смартизация» и «диджитализация»

13.02.2017
7165

Виктор Белоусов, магазин Foxtrot

 

Ритейлеры стремятся повысить эффективность своего торгового пространства. Украинские производители торгового оборудования отмечают, что для мирового рынка характерны роботизация, диджитализация и внедрение smart-систем, которые будут собирать данные о клиенте так же, как об онлайн-покупателях. Украинский ритейл ограничен в бюджетах и предпочитает преимущественно недорогие варианты оформления точек продаж

Производитель оборудования, компания Ustor, провела исследование во второй половине 2016 года среди компаний сектора FMCG, строительства, дистрибуции. Согласно полученным данным, наиболее востребованными инструментами в точках продаж являются наименее затратные — постеры, а также другая полиграфическая продукция (листовки, буклеты и прочее). Второе по популярности — фирменное торговое оборудование. Для 26% всех компаний места дополнительной выкладки — основной инструмент, который они используют. 

«Основной барьер, который сдерживает активное использование POS-материалов в ритейле, — высокая стоимость размещения и нежелание сетей сотрудничать в нестандартном формате», — рассказывает директор Ustor Сергей Залкин.

Директор HL Display Игорь Мяленко говорит, что в условиях ограниченности бюджетов украинские ритейлеры чаще всего обходятся полиграфией: бумажные воблеры, бумажные стопперы, бумажные плакаты и бумажные же обмотки для палетных выкладок. Также используются картонные напольные дисплеи для вторичной выкладки.

По словам руководителя отдела интернет-маркетинга modern-expo Александра Кузьмича, самое продвинутое торговое оборудование для выкладки своих товаров используют табачные компании. «Именно табачные компании считаются законодателями моды POS, они одни из первых, кто использует Smart Solutions, инновации в ритейле», — отмечает Кузьмич.

Оборудование должно выполнять задачи ритейлера, например, исключить контакт с персоналом, но при этом не усложнить процесс покупки.

Игорь Мяленко приводит кейс сети гипермаркетов «Ашан»: задачей было размещение на ограниченном пространстве большого количества весового товара, при этом необходимо было исключить непосредственный контакт покупателей с продуктами, в то же время предоставив им возможность самим набирать нужное количество товара. 

Размещение емкостей на нескольких уровнях

«Мы предложили решение с применением гравитационных емкостей. Их можно размещать на нескольких уровнях. То есть на 1 кв. м можно разместить 10–15 SKU вместо одного. Кроме того, такой способ подачи товара повышает продажи на 10–15%», — рассказывает Игорь Мяленко.

Сергей Залкин говорит, что стоимость оказывает ключевое влияние на принятие решения ритейлером, затем идет оценка соотношения цена/качество и выполнение проекта в срок. «Для заказчиков зачастую важно, чтобы была возможность разработать индивидуальные стеллажи, допустим, выкрасить их в брендовые цвета или изменить стандартную комплектацию», — добавляет Залкин.

Цвет имеет значение, считает Сергей Залкин. Его компания производила брендовый стеллаж на основе стандартной серии в фирменных цветах компании — оранжевый с черным. Такое решение позволило ярко выделить продукцию в магазинном ряду среди безликих белых полок, не повышая стоимости производства.

Александр Кузьмич отмечает, что помимо качества, сроков производства и поставок имеют значение модульность, премиальный вид и функционал. Дизайн изделий должен дополнять образ фирмы, соответствовать бренду.

Что же будут внедрять украинские ритейлеры в этом году?

Игорь Мяленко рассказывает, что интерес компаний вызывают решения для автоматической подачи товара, кассеты с пружинными толкателями, применимыми для многих категорий товаров: шоколад, чипсы, конфеты в коробках и пакетах, колготы, салатные наборы, нарезки мясные и рыбные, пицца в коробках, упакованный трикотаж и постельное белье.

Автоматическая подача товара в упаковке

Сергей Залкин считает, что 2017 год станет годом диджитализации торговых точек. «Произойдет активное внедрение мультимедийных экранов различных форматов. Они будут использоваться как в развлекательных целях, так и для сбора персональных данных потребителей (опросы, оценка качества и другие)», — говорит Залкин.

В оформлении торгового зала ритейлеры предпочитают POS-материалы, которые поддерживают эконаправление: деревянные палеты с живой травой или сеном в качестве мест дополнительной выкладки, использование натуральных материалов для выделения товаров на полке или имитация «крафтовых» рекламных изделий вызывают больше доверия и привлекают внимание своей оригинальностью.

Smart-системы добираются до торгового оборудования. Александр Кузьмич отмечает, что торговое оборудование в буквальном смысле становится умным. Производители внедряют smart-системы, инновации и автоматизируют свои продукты. «Мобильность — то, что сегодня в тренде», — резюмирует Кузьмич.

Потребитель ждет, а ритейлер считает

Игорь Мяленко, директор HL Display, отмечает жесткую конкуренцию на развитых рынках в ритейле. Этому способствует и развитие e-commerce, отбирающего объемы у офлайновой розницы, так как обороты ритейла практически не растут, в то время как зарплаты персонала сетей каждый год повышаются. «Ритейлеры ищут способы оптимизации процессов, в которых задействован персонал торговых залов. Они будут продолжать внедрять системы организации выкладки и автоматической подачи товара. Они позволяют существенно экономить время на выкладку и фронтирование товара, повысить продажи и избежать затрат на бой, списание просрочки и прочих затрат», — говорит Мяленко.

Среди важных международных тенденций в ритейле Сергей Залкин из Ustor отмечает роботизацию. «То, как она меняет процесс продажи и покупки, — захватывающе. Робот, который встречает покупателя вместо консультанта и знакомит его в игровой форме с эксклюзивными услугами? Это и есть будущее», — уверен эксперт.

Александр Кузьмич считает, что в мировом ритейле  в моде простое, экономичное, smart- и ecofriendly-оборудование для ритейла. «Функционал — четкое выполнение выкладки и увеличение запаса. Вот это именно те тренды, которых нужно придерживаться и на украинском рынке оформления POS», — резюмирует он.

Из того, что будет активно внедряться и приносить дивиденды, — технологии виртуальной реальности (Oculus и VR), которые помогут продавать даже самые сложные продукты. «Думаю, что все воблеры, стопперы, акционные ценники трансформируются в уведомления на смартфон. Это может быть реализовано посредством определения геолокации или технологии на основе Wi-Fi или Bluetooth», — предполагает Сергей Залкин.

 

Автор: Дарья Златьева

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.