Трансграничная интернет-торговля создает неравные условия игры для крупных игроков

18.07.2016
10646

mdmelectro.ru

 

Украинские интернет-магазины тестируют доставку товара из ЕС напрямую конечному покупателю без уплаты ввозной пошлины. Таким образом они увеличивают ассортимент и дают покупателю меньшую цену. Эта схема является вполне легальной, но создает неравные условия игры для крупных дистрибьюторов, которые проигрывают в цене

На сайтах украинских интернет-магазинов постепенно появляется возможность заказа товара из стран ЕС: на сайте Rozetka покупатели с ноября 2015 года могут заказать телефон Xiaomi из Польши, а в интернет-магазине «Алло» телефон этого производителя можно было купить в июне с доставкой из Чехии. По данным представителя одной из логистических компаний, занимающегося этим регионом, трансграничную доставку в Украину тестирует и F.ua.

Схема работает так: пользователи украинских магазинов заказывают товар, соглашаясь на более длительный способ доставки, но при этом выигрывают в цене, поскольку доставка из другой страны идет напрямую конечному потребителю и вписывается в нормы законодательства, согласно которым любой гражданин Украины может приобрести товар стоимостью до EUR150 для личного пользования. Таким образом интернет-магазины могут существенно увеличить ассортимент за счет товаров, которые физически находятся в другой стране. В этом случае продавец не несет расходы, связанные с хранением товара, не платит за него налоги, а получает комиссию от компании-партнера за сформированный таким образом заказ. 

Отправку осуществляет юридическое лицо, компания — партнер украинского интернет-магазина в другой стране. К примеру, у Rozetka продавцом товара указан Euromart. «Товар находится на складе в Польше. Срок доставки до семи дней. Компания специализируется на поставке портативной электроники и аксессуаров из Европы», — указано на Rozetka. Количество товара, который компания доставляет из Польши, — около 40 позиций на сайте.

На сайте Allo на страницах товаров, которые доставлялись из Чехии, сейчас стоит пометка, что их нет в наличии, в комментариях — что пока неизвестно, когда они будут. Продавцом, согласно комментариям на странице одного из товаров, является 2PExpress. 

Маркетинг-директор «Алло» Евгений Резуев, комментируя вопрос схемы с маркетплейсом и трансграничной торговлей biz.liga.net, сказал, что отгрузки данной продукции (имелся в виду телефон Meizu) партнеры осуществляют напрямую, компания «Алло» только предоставляет информацию о товарном предложении. «Так делают многие маркетплейсы как в Украине, так и за рубежом», — отметил он.

Ссылаясь на то, что на сайте подобных позиций нет, управляющий партнер  F.ua Дмитрий Покотило, также пояснил, что компания не осуществляет доставок таким образом и пока не планирует это делать.

Логистической компанией, которая осуществляет доставку, в обоих случаях выступает «Мист Экспресс». Интернет-магазины предпочитают не афишировать такую схему доставки. 

Схема, по которой интернет-магазины доставляют товар конечному потребителю, является вполне легальной. Логистических операторов, которые могут доставлять из зарубежных интернет-магазинов, пока два — «Укрпочта» и «Мист Экспресс».

В пресс-службе «Нова пошта» ответили, что из-за возросшего интереса украинских онлайн-ритейлеров к такой схеме доставки логистическая компания также в ближайшее время планирует запустить услугу для украинских интернет-магазинов по доставке товаров из-за рубежа напрямую конечным потребителям в Украине. «В целом международная доставка — одно из приоритетных направлений в «Нова пошта». Сейчас мы разрабатываем новые продукты как для импорта, так и для экспорта, и для разных категорий клиентов», — рассказывает пресс-секретарь логиста Татьяна Потапова.

Ян Ружичка, ранее представлявший интернет-магазин Elnino.ua и Parfumeria.ua, согласен с тем, что товары, полученные с помощью международных почтовых отправлений, нельзя использовать в коммерческих целях, то есть получать эти товары с целью последующей их продажи. Однако, по его словам, этот вопрос очень сложно проконтролировать со стороны почтового оператора — компании, которая перевозит посылки. «Почтовый оператор не может нести ответственности за это. Здесь работа больше для контролирующих органов, причем несложная», — рассказывает Ружичка.

По словам Ружички, на рынке Украины сегодня работает много посредников не из числа почтовых операторов, которые доставляют украинцам товары из зарубежных интернет-магазинов и берут оплату, включая свои комиссионные. При этом товар ввозится нелегальным путем на территорию Украины, а затем доставляется службами доставки.

Льготные условия ввоза техники украинскими интернет-магазинами при доставке непосредственно конечному потребителю создают неравные условия относительно украинских импортеров техники в Украину, товары которых стоят дороже из-за заложенных в цену налогов и платежей и не могут конкурировать по цене.

Импортеры в свою очередь ищут возможность прикрыть этот канал: одни предлагают снизить барьер ввоза до 22 евро, другие — ввести обязательную регистрацию по IMEI, а часть настаивает на продвижении закона об обязательном РРО для всех предпринимателей, кто торгует импортом.

Участники рынка бытовой техники и электроники, чиновники исполнительной и законодательной власти провели в июне круглый стол на тему «Как контрабанда техники убивает легальный бизнес в Украине», на котором обсудили методы борьбы с контрабандой техники.

«Мы перестали ввозить товары ПроФото-сегмента в страну, потому что он мертвым грузом ложится на склады дистрибьютора, — говорит директор по продажам и маркетингу «Canon Украина» Алла Идобаева о последствиях «параллельного» импорта. — Особенно сложно продать официальную технику на западе страны — Львов, Львовская область, Волынь: они «сидят» на товаре, ввезенном из близлежащих стран, купленном по объявлениям «Закажи!», «Привезем за 3 дня!», «По ценам ниже цен дистрибьютора на 15–20%».  

Директор департамента «Мобильные устройства» «Samsung Electronics Украина» Виталий Кузнецов оценивает количество введенных таким образом товаров пока в пределах нескольких процентов. «Настораживает растущий тренд. Да, по факту они ничего не нарушают. При этом страдают те компании, которые ведут свою деятельность в Украине, планируют продажи, платят налоги», — отмечает Кузнецов. Он говорит о неравной конкуренции. «При подобной схеме налоги не уплачены, хотя законодательство не нарушено. Пример: «Самсунг», которая трудоустраивает тут несколько сотен человек, страдает — платит налоги, и мы находимся в неравных условиях. Как явное решение — ввести IMEI-регистрацию, когда регистрируются те телефоны, с которых уплачены налоги. Хочешь — ввози до EUR150, но налоги заплати», — поясняет Кузнецов.

Разница в цене между телефонами — это сумма НДС, достаточно значимая на премиальных продуктах. Например, S7 стоит от 20 000, то есть на НДС можно сэкономить до 4 000 грн. Кузнецов говорит, что эти телефоны не стандартизированы под украинский рынок. В Украине на момент покупки в смартфоне Samsung уже установлено несколько приложений, например MegaGo на премиальных смартфонах. Также невозможно воспользоваться приложением Samsung Members, где предлагается VIP-поддержка и игровой пакет, который компания оценивает в 7 536 грн. Но тем не менее смартфон будет работать. «Помимо отсутствия приложений, такой покупатель не сможет обратиться в официальный сервисный центр Samsung, то есть не действует гарантия 1 год, которая обычно предоставляется в Украине. Мы называем такую продукцию параллельным ввозом. Мы не считаем его белым, так как с него не уплачены налоги. Конкретную цифру ущерба сложно высчитать, но он исчисляется миллионами долларов», — утверждает директор департамента «Мобильные устройства» «Samsung Electronics Украина».

Автор: Дарья Златьева

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.