Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Доля продаж товаров немедицинского назначения в фармамаркетах уменьшается
listopedia.ru
Ранее эксперты отмечали рост продаж нелекарственных препаратов, в том числе за счет развития сетей фармамаркетов крупными игроками аптечного рынка. Но с недавних пор даже сети, специализирующиеся на продаже этих товаров, отмечают увеличение продажи товаров медицинского назначения и уменьшение — фармацевтических
По данным Аpteka.ua, совокупный годовой объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в 2015 году составил 50,5 млрд грн, что больше на 23,7% в гривневом выражении и меньше на 12,3% в натуральных единицах по сравнению с 2014 годом.
За 2015-й было открыто 685 торговых точек и на 1 января 2016 года общее количество аптек и аптечных пунктов в Украине составило 19 799. Для сравнения, в 2014-м было открыто всего 466 торговых точек.
По данным компании Nielsen, в 2014 году, по сравнению с 2012-м, число аптек площадью до 30 кв. м уменьшилось на 32%, от 30 до 50 кв. м — на 10,7%, в то время как количество аптек площадью более 50 кв. м увеличилось на 17,8%.
Фармамаркеты с открытой выкладкой и большой площадью с крупной долей в ассортименте нелекарственных препаратов развивают сети АДД, «Виталюкс», «Медсервис», «Белая ромашка», D.S., аптеки Tas. Аптеки такого формата требуют больших инвестиций при открытии, поэтому их открывают преимущественно крупные компании, такие как «Фармастор».
По словам директора по маркетингу компании «Бизнес-Кредит» Елены Карчевской, с 2002 года парафармацевтическая продукция (лечебно-косметические товары, санитарно-гигиенические средства) выросла с 8 до 40% в некоторых сетях. Директор по маркетингу сети аптек Tas Юлия Литвиненко отмечала высокую долю продаж нелекарственных средств до 2014 года: «Доля парафармацевтической продукции могла достигать 30–40% от общего объема реализации, но сейчас мы видим падение продаж в этом сегменте на 10%». Лекарственные средства доминируют в объеме продаж — они составляют 65,6% аптечной корзины относительно всего рынка. В целом с 2014 года их доля увеличилась на 1,1% за счет уменьшения доли изделий медназначения, косметики и диетических добавок. И если объемы продаж лекарственных средств просели на 22% по сравнению с 2014-м, то изделия медназначения — на 26%, а косметика — на 31%. Единственная категория нелекарственных товаров, которая не утратила долю в аптечной корзине — диетические добавки. Однако их доля незначительна и составляет по итогам первого квартала всего 2,9% (было 2,5% в 2015 и 2014 годах).
apteka.ua
Продажи косметики сокращаются, но не во всех аптеках. Этот фактор зависит от ценового сегмента торговой точки. К примеру, Сергей Горницкий, директор аптечной сети «Аптека Тop-pharm», сообщает, что в сети «Аптека Тop-pharm» доля товаров немедицинского назначения растет, однако это происходит по причине того, что «Аптеки Тop-pharm» открыты при супермаркетах. «У нас наблюдается рост продаж косметики и сопутствующего товара, но нас сложно сравнивать с рынком, так как наши аптеки — это VIP-уровень», — отмечает он. По его словам, если говорить об аптечных продажах в целом, средний сегмент падает, а VIP-сегмент остается на том же уровне и даже растет. «Ассортимент масс-маркета в аптеках пересекается с теми же «Космо», «Ватсонс». У нас этой категории вообще нет, так как она представлена в супермаркетах, при которых мы работаем. У нас представлена высокостоимостная дерматокосметика», — объясняет он.
Директор по маркетингу исследовательской компании ООО «Бизнес-Кредит» Елена Карчевская предполагает, что покупатель дорогой дерматокосметики и дорогой косметики масс-маркет был привлечен более выгодными для себя аптечными ценами на эти товары и перешел из специализированных магазинов косметики в аптеки.
По ее словам, если говорить о дерматокосметике, покупатель, который может себе позволить дорогие бренды, по-прежнему предпочитает их, а не ищет дешевые аналоги.
Так, сегмент дорогой дерматокосметики при розничном повышении цен на 47% и самом большом приросте товарооборота (+32%) потерял в упаковках всего 15%, утверждает Карчевская. При этом сегмент дешевой дерматокосметики потерял спрос на 46%, товарооборот в национальной валюте упал на 32% при умеренном росте цен (+25%). Спрос на косметику снизился (-14%) при повышении цен на 41% и росте товарооборота в гривнах на 26%.
По словам Карчевской, последние три года наблюдается снижение доли лекарственных средств в ассортименте аптек по 1% в пользу нелекарственных средств. «В 1998 году они составляли всего 8% ассортимента, а в 2015-м — 18%», — говорит она.
По словам Карчевской, аптечный рынок перестал расти в 2015 году (имеются в виду натуральные показатели. — Ред.), поэтому аптеки пытаются выжить и ищут товар, который могут продать.
Тем не менее в аптеках, специализирующихся на продаже фармацевтической продукции, начала наблюдаться отрицательная динамика продаж немедикаментозных товаров. Коммерческий директор сети «Аптека доброго дня» Инна Овсянникова говорит, что в условиях кризиса доля медикаментов в ассортименте увеличивается, притом что «Аптека доброго дня» — это аптеки с открытой зоной, у которых доля немедикаментов выше, чем у остальных на рынке. «Если средняя доля по рынку немедикаментов 11%, то у тех, у кого было 8%, стало 12–14%. У нас ситуация другая: доля немедикаментов 30%, и сейчас, в условиях кризиса, когда люди от лекарств отказываются реже по причине того, что это товары первой необходимости, доля немедикаментов падает», — отмечает она.
Генеральный директор компании «Маркет Универсал» (аптечная сеть D.S.) Олег Никулишин говорит, что фармамаркеты рассчитаны на страны со стабильной экономикой, с растущим ВВП на душу населения. “Формат був задуманий з метою продажу супутніх товарів, зі структурою продажу 50/50, а може й більше. Такий формат розрахований в першу чергу на країни, де є страхова медицина”,-стверджує він.
“Доля продажів товарів немедичного призначення не збільшується, тому що у людей є гроші тільки на придбання лікарняних засобів. Є категорія людей- 1-2%, яка буде продовжувати купляти, але “середній плюс” себе зараз веде,за нашими спостереженнями, як середній мінус. Народ збіднів, тому купляє товари першочергової необхідності”,-резюмує Нікулишин.
По его словам, большая площадь и ассортимент фармамаркетов не всегда являются экономически обоснованными. Хотя в больших городах, таких как Киев, Днепр, где наблюдается большая покупательная способность, их открытие имеет смысл.
По данным Аpteka.ua, средний выторг в месяц на одну торговую точку в различных типах населенных пунктов по итогам девяти месяцев 2014-го по сравнению с аналогичным периодом 2015 года значительно отличается в зависимости от величины населенного пункта — чем крупнее населенный пункт, тем выше средний выторг из расчета на одну торговую точку. Это обусловлено более высокой покупательной способностью населения больших городов, где средние доходы превышают таковые в менее крупных населенных пунктах. В городе выторг на метр составлял 736,7 грн, в то время как в ПГТ и селах этот показатель 190 и 91 грн соответственно.
По словам Никулишина, в маленьких районных центрах увеличение количества фармамаркетов не происходит. “Звичайно, компанії, які розвивають цю модель, продовжують відкривати маркети. Такі компаніі іноді відкривають і невеличі аптеки, щоб виживати і боротися с конкурентами”,-добавляет генеральный директор «Маркет Універсал» (аптечная сеть D. S.)
Сети, развивающие фармамаркеты, действительно продолжают открытие новых точек. К примеру, сеть TAS, которая на сегодня насчитывает 60 аптек, прибавляла по 10 аптек в 2015 и 2014 году и в 2016 уже открыла 5 торговых точек.
Количество торговых точек «Аптеки доброго дня» в 2014 году составляло 125, а к 2016-му увеличилось до 164 аптек разного формата. В 2015 году сеть открыла 27 аптек.
Автор: Дарья Златьева