Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Что такое дропшиппинг и почему его популярность растет в Украине
056.ua
Открыть собственный интернет-магазин можно с минимальными вложениями, если работать по модели дропшиппинга. Эта бизнес-модель популярна во всем мире и в Украине — до 90% мелких интернет-магазинов работают как дропшипперы. Что это такое и какие риски существуют в такой бизнес-модели?
Дропшиппингом (от английского drop shipping — прямая поставка) называется вид предпринимательской деятельности, который заключается в реализации товаров фирмы-поставщика посредником (дропшиппером). Фирма-поставщик высылает товар по адресу, который сообщает дропшиппер. Последнему не нужно тратиться на содержание офиса, склада, штата, инвестировать деньги в товар. Товар отправляется напрямую к покупателю. Прибыль дропшиппера формируется за счет разницы между ценой, которую он платит поставщику, и розничной ценой, по которой продает товар клиенту.
Управляющий интернет-магазином «Миллион подарков» Сергей Скорик отмечает, что на украинском рынке много магазинов торгует по системе дропшиппинга, и его компания — в их числе. Бизнес устроен таким образом: поставщики дают продавцу, то есть владельцу интернет-площадки, определенную оптовую цену. Поставщики отправляют наложенным платежом товар конечному покупателю, а затем возвращают разницу посреднику. Есть и те поставщики, которые понимают дропшиппинг, как выкуп по одной штуке, и работают только по предоплате. По словам Скорика, поставщики охотно дают хорошую скидку дропшипперу. «Многие поставщики не разделяют опт и дропшиппинг. Они ориентируются на определенный заказ и договариваются, что дропшиппер выберет у него товар со склада частями на определенную сумму в месяц», — рассказывает Скорик.
«При дропшиппинге задача продавца — генерировать заказы, то есть заниматься маркетингом», — отмечает координатор партнерских программ компании Ukrainian E-commerce Expert Юлия Павленко.
Интернет-магазин обуви DreamShoes Ukraine работает по такой схеме и является поставщиком. Генеральный директор DreamShoes Ukraine Андрей Кравченко утверждает, что эта схема очень удобна. «Вы можете заключить партнерское соглашение с вашими, возможно даже, магазинами-конкурентами и можете спокойно пользоваться их товаром, а они — вашим. У нас достаточно много магазинов, которые берут товар по дропшиппингу. Их количество выросло на 30% по сравнению с прошлым годом», — рассказывает он.
Схема расчетов выглядит следующим образом: если клиент платит дропшипперу, тот сразу отправляет деньги, за вычетом своей комиссии, поставщику. При оплате наложенным платежом поставщик несет дополнительные риски в случае возврата товара. «Если мы не берем предоплату с дропшиппера, то мы «попадаем» на доставку, если человек исчезает. Если товар приходит на «Новую Почту» и его не забирают, то это наши убытки», — отмечает генеральный директор DreamShoes Ukraine.
По словам Скорика, не все оптовики хотят с этим связываться из-за дополнительных сложностей, необходимости контроля возврата, комиссии интернет-магазина.
Рисками, по словам директора украинского и белорусского офисов «1С-Битрикс» Дмитрия Суслова, в дропшиппинге также являются отсутствие товара, за который уже заплатил клиент, и проблемы с доставкой (особенно для сложных географических районов) или возможные нарекания на качество товара.
Дропшиппинг является одним из самых распространенных в мире видов бизнеса для торговли товарами из других стран. По словам Юлии Павленко, одной из компаний, которая официально занимается дропшиппингом и предлагает услуги по созданию площадки по доставке товаров из Китая, является «ПремиумХаб». По данным, которые учредитель «ПремиумХаб» Евгений Вергун предоставлял для организаторов конференции Ukrainian E-commerce Expert, магазин по продаже одежды, аксессуаров или детских товаров из Китая открывается за два дня и выходит в плюс через три месяца.
По словам Юлии Павленко, в заграничном дропшиппинге есть две основные модели. В первом случае крупный игрок выставляет на своем маркетплейсе чужие товары и «дропшиппит» их либо в Китае, либо в Америке. Второй вариант — когда дропшиппер, например молодая мама, нашел один или несколько видов товаров, центр дропшиппинга в Китае, продвигает товар в интернете и по всей Украине рассылает его напрямую из Китая. Причем поставщик указывает его имя как отправителя.
Общим преимуществом и для заграничного, и для украинского дропшиппинга является то, что для начала такого бизнеса не требуется большой стартовый капитал и не нужно замораживать деньги в товаре. «Зачем у себя держать огромный склад, если можно от этого уйти? Это вопрос о том, насколько быстро обернутся деньги. Лучше пустить их в развитие, а не в товар», — утверждает Кравченко.
«Витриной», по сути, выступает собственный интернет-магазин, который создан на базе специализированных платформ, тех же Opentao, Qnits, Openmall. Вопросами доставки товара занимается поставщик или склад отправки товара. Кроме того, на своем профиле можно продавать товары различных торговых марок, при этом динамично менять ассортимент», — перечисляет преимущества Павленко.
«Плюс данной модели в том, что посредник может сосредоточиться на поиске клиентов и процессе продажи, сняв с себя все логистические вопросы», — говорит Дмитрий Суслов.
При дропшиппинге увеличивается вероятность срыва покупки, поскольку создается еще одно дополнительное звено: продавец должен связаться с поставщиком для уточнения наличия товара. «Я не могу дать оперативный ответ покупателю, есть ли товар на складе. Наши оптовики не так хорошо технически подготовлены и у меня нет готовых «выгрузок остатков», то есть я не могу оперативно отражать наличие товара на складе. Иногда поставщик говорит, что товар есть в наличии, но когда доходит до отгрузки, оказывается, что его или нет или он бракованный. Чем больше звеньев, тем больше вероятность, что кто-то ошибется», — отмечает минусы Скорик.
По словам Юлии Павленко, при работе с трансграничным e-commerce минусом может оказаться неблагонадежность поставщика. В случае недоставки товара или доставки некачественного товара разбираться будет дропшиппер. «Возможно, поставщик приложит расчетные документы с реальной отпускной ценой. И в будущем клиент уже не захочет снова покупать у вас из-за большой разницы в деньгах. Или поставщик имеет в своей базе данные вашего клиента, и в будущем у него возникнет соблазн работать с клиентом напрямую», — говорит Павленко.
Эта модель стала популярной не так давно. По словам Кравченко, его компания начала работать по дропшиппингу три года назад, когда создавался бизнес. Интернет-магазин «Миллион подарков» работает два года по этой модели. «Сейчас это гораздо более развито, и поставщики понимают, о чем идет речь, когда предлагаешь им такое сотрудничество. А когда мы начинали, мало кто знал, мы рисовали схемы возврата денег, «наложек», — вспоминает Скорик.
Дмитрий Суслов отмечает, что дропшиппингом занимаются малые и средние компании. «Я не встречал на украинском рынке ни одного известного интернет-магазина национального масштаба, работающего по этой модели. При этом в поиске легко можно обнаружить десятки и даже сотни небольших магазинов, чаще всего нишевых, которые смогут принять оплату за товар под заказ», — говорит Суслов. По его словам, количество мелких магазинов растет: малый бизнес чрезвычайно активно стремится в электронную коммерцию в любых ее формах. «Прирост таких магазинов составил 60% в 2015 году по сравнению с 2014-м. Но какая часть из них имеет отношение к дропшиппингу, мы не знаем, поскольку не отслеживаем этого и не собираем такие данные», — поясняет Суслов.
По мнению Сергея Скорика, по этой модели работает около 90% мелких интернет-магазинов и не меньше половины средних. Используют эту модель и крупные магазины. «Розетка» тоже не все выкупает на склад. Сейчас все расширяют ассортимент. К примеру, тот же «Алло» торгует телефонами — они на складе есть, а непрофильный ассортимент, который они добавили помимо телефонов, они могут брать со склада поставщика.
Андрей Кравченко также утверждает, что крупные интернет-магазины работают по этой модели. «Если идет речь об одежде, обуви, технике, эта система очень популярна», — говорит он.
По словам Скорика, некоторые компании совмещают две модели бизнеса: держат склад, но при этом часть товара возят по дропшиппингу с удаленного склада. «Сегодня необходимо работать на расширение возможностей, ассортимента и наличия товара и по стандартной модели и по дропшиппингу», — отмечает Кравченко.
Автор: Дарья Златьева