Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Что делать, если на вас составили административный протокол в "красной" зоне. Рекомендации юриста для рестораторов
Фото: Влад Некрасов / Коммерсантъ
За соблюдением правил карантина в "красной" зоне сейчас следят Патрульная полиция, Госпродспотребслужба и Центр контроля и профилактики болезней. Сотрудники этих органов уже начали штрафовать и приостанавливать деятельность заведений в разных регионах. Юрист компании по автоматизации заведений Poster Дмитрий Кондратьев рассказал, какая ответственность ждет заведения за нарушения карантина и что нужно знать про админпротоколы.
Виды ответственности за нарушения карантина:
• Административная ответственность предусмотрена ст. 44-3 Кодекса про административные правонарушения. Штраф от 17 000 до 34 000 гривен для граждан и от 34 000 до 170 000 гривен — для должностных лиц.
• Уголовная ответственность предусмотрена ст. 325 Уголовного кодекса, речь о лишении свободы до 8 лет. Большинство случаев с уголовной ответственностью частные и на практике встречаются гораздо реже.
Также за нарушения правил карантина комиссия по вопросам ТЭБ и ЧС может принять меры по приостановке заведения.
Что делать, если в заведение пришли проверяющие
1. Попросить проверяющего назвать должность, звание, фамилию и предъявить служебное удостоверение.
2. Записать эти данные и сфотографировать служебное удостоверение, можно еще переписать номер нагрудного знака.
3. Выслушать причину и цель обращения. Если вы нарушаете что-то, вежливо уточните, что именно и чем этот запрет предусмотрен.
4. Если проверяющий отказывается выполнить ваши законные требования и не предъявляет служебное удостоверение, вежливо объясните, что он нарушает законодательство. Можно позвонить на линию 102 или 112 и начать фиксировать факт нарушения, снимая происходящее на личный смартфон.
Что надо знать об оформлении протокола
• Если проверяющие считают, что вы что-то нарушили и хотят на вас составить протокол, то не следует паниковать и доказывать свою правоту. Админпротокол не означает автоматическое наказание, решение про наложение штрафа принимает суд. А суды в основном становятся на сторону бизнеса.
• Пригласите кого-нибудь из сотрудников, чтобы они присутствовали во время разговора с проверяющими. Потом они смогут быть свидетелями в суде. Это будет полезно при доказательстве нарушений со стороны правоохранителей.
• При составлении протокола у вас попросят документы, подтверждающие вашу личность: паспорт или права. Если у вас их нет, то сотрудники полиции имеют право задержать вас для установления личности, но не более чем на 3 часа!
• Вы не обязаны знать все юридические моменты при составлении протокола, поэтому не забывайте, что вы имеете право на правовую помощь. Для таких случаев рекомендуем всегда иметь при себе телефон знакомого юриста.
• Во время составлении протокола вы имеете право не давать никаких пояснений устно, но при этом рекомендуем изложить свою позицию письменно. Когда вы даете пояснения на отдельном листе, убедитесь что он прилагается к протоколу и про это указано в самом протоколе.
• Если вы не нарушали, не идите на поводу у сотрудников полиции и не пишите в протоколе, что вы признаете свою вину.
• После составления всех бумаг, помните, что вам должны вручить вашу копию протокола. Если же копия нечитабельна, так как ее часто делают под копирку, то обязательно сфотографируйте оригинал протокола.
• Перед тем как подписывать протокол, а вы его будете подписывать в нескольких местах, прочитайте и спросите: «За что я расписываюсь?». Многие подписывают протокол на автомате — это неправильно. Например, вы автоматически распишитесь под пунктом, что ваши права вам разъяснены.
• Полицейские должны рассказать вам ваши права и обязанности перед тем как вы поставите подпись. Если по факту вам их не разъяснили, а вы расписались в графе, что ознакомлены с ними, то суд будет считать, что вам все разъяснили. И так с каждым пунктом.
Если вы обнаружили формальные нарушения при составления админпротокола, не спешите указывать на них сотрудникам полиции. В дальнейшем их ошибки могут стать основанием для вынесения решения суда в вашу пользу.
На что обратить внимание при обжаловании протокола
1. Обратить внимание, на кого составлен протокол. Распространенная причина отказа судами — составление протокола на сотрудника: официанта, бармена, а не на собственника бизнеса. Субъектом ст. 44-3 КУпАП является субъект хозяйствования, а не работники.
2. Проверить нормативный акт. Сотрудники полиции часто забывают указывать какую именно норму вы нарушили. Дело в том, что ст. 44-3 КУпАП является бланкетной нормой — это означает, что сама статья не может быть нормой, которую можно нарушить. В протоколе нужно сослаться на нормативный акт, который запрещает определенные действия. Во время карантина таким актом выступает постановление КМУ №211.
3. Проверить корректно ли составлен протокол.
Что должно быть в протоколе
- дата и место составления протокола;
- должность, ФИО лица, составившего протокол;
- сведения о лице, которое привлекается к административной ответственности;
- место, время совершения и существо административного правонарушения;
- нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;
- фамилии, адреса свидетелей и потерпевших;
- объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности;
- другие сведения, необходимые для разрешения дела.
Какие еще бывают ошибки проверяющих
1. Нарушение подследственности
Суды не рассматривают админпротоколы с нарушением подследственности. Это значит, что если вы осуществляете деятельность в одном районе, тот вас должен судить судья этого района. Если ваше дело отправили в другой район, то это нарушение подследственности. Часто проверяющие отправляют дело по ошибке по месту прописки, а не по месту нахождения заведения. Если суд принял к рассмотрению такой протокол, то вносите ходатайство про смену суда.
2. Не отражение фабулы нарушения
Еще одна, самая распространенная ошибка проверяющих — не отражение в протоколе сути (фабулы) совершенного нарушения. В законе предусмотрено, что в протоколе должна быть четко выписана суть правонарушения, которое допустило лицо, привлекаемое к административной ответственности.
3. Отсутствие характеризующих материалов
Часто суды отказывают также из-за отсутствия характеризующих материалов на нарушителя. Это значит, что при направлении протокола в суд, проверяющие обязаны собрать характеризирующий вас материал. Например, проверить по базам составляли ли на вас ранее протоколы, взять характеристику с прошлого места работы, узнать, какие вы ведете другие бизнесы.
4. Отсутствие доказательств
Проверяющие часто забывают указать доказательства нарушений в протоколе, что тоже может сыграть вам на руку при рассмотрения дела в суде. Каждый человек считается невиновным, пока его вина не будет доказана с помощью допустимых и достоверных доказательств. Виновность человека не может основываться на предположении. Любые сомнения в виновности человека трактуются в его пользу.
Какие могут быть доказательства вины ресторатора:
- видео,
- фото,
- показания свидетелей,
- экспертизы,
- вещественные доказательства и др.