Как стоимость коммунальных услуг влияет на бизнес и что будет с ценами в заведениях общественного питания и магазинах в 2022 году?

10.01.2022
5189

Фото:money.comments

Уже сейчас рост цен в ресторанах составляет 10-15%, они будут повышаться и дальше — до 10% ежемесячно, информирует директор аналитического центра "Рестораны Украины" Ольга Насонова. Среди причин – повышение стоимости коммунальных услуг. Журналистка Retailers спросила поставщиков, представителей ритейла и заведений общественного питания, насколько выросли их расходы на коммунальные услуги и как они работают по нынешним расценкам.


Как работают ритейлеры и поставщики?

Начальник управления недвижимостью и развития сети электроники и бытовой техники "Фокстрот" Василий Шургот отмечает, что в течение 2021 года наблюдали существенный рост тарифов на коммунальные услуги: ежемесячно цены повышались на 15-30%. Если брать аналитику до 2020 года, то тарифы на электроэнергию выросли почти в 2,5 раза. Что касается тарифов на отопление (газа), то рост составил в 6-8 раз. «Что касается цен, мы не привязываем ценообразование на товар к стоимости энергоносителей. Но если тарифы будут продолжать непрогнозируемо расти, думаю, рынок будет вынужден отреагировать», — отметил он.

Руководитель PR-центра Varus Александр Шуть также отмечает, что пока ситуация с удорожанием коммунальных услуг не отразилась на ценах и в магазине Varus, однако прогнозировать, что будет дальше — сложно.

Управляющий партнер GoLab, Cooker — Виталий Яницкий, обратил внимание на то, что повышение цен на продукцию уже происходит, поскольку также на это влияет внедрение РРО с нового года. Так, на 30% свои цены поднимут поставщики.

Менеджер по национальным продажам ООО “ФАБРИКА ЗДОРОВO” сообщил, что цены на коммунальные услуги выросли сверхкритично и каждый день колеблются. В таких условиях делать прогнозы сложно, отмечает он. Электроэнергия подорожала на 50% и это немного, если сравнивать с газом. По его словам, особенность ситуации в том, что на предприятии газ используется не только для отопления, но и для производства консервов, причем на отопление приходится меньшая доля.

Сейчас в компании уже повысили цены, однако, как отмечает Михаил, повышение будет продолжаться и в дальнейшем: «При этой ситуации нам нужно делать повышение цен на 10-60% в зависимости от продукции».

Как работают заведения общественного питания?

По словам директора аналитического центра "Рестораны Украины" Ольги Насоновой, счета за коммунальные услуги были достаточно шокирующими для ресторанов. Существенно возросли затраты на электричество – почти вдвое. Также возросли расходы на газ — им пользуется немного ресторанов, и раньше газ был более экономичным, чем электричество. Ольга выделяет три фактора, которые повлияли на рост расходов ресторанов: расходы на коммунальные услуги, рост зарплаты персонала в течение года на 30-50% и рост цен на продукты.

Поэтому, как объясняет она, другого пути, чем повышать цены просто нет. Насонова прогнозирует, что за нынешнюю зиму цены в ресторанах могут возрасти на 30-50% от летних цен.

Представители кофейного бизнеса также отмечают, что подорожания цен не избежать. Ведь на стоимость чашки кофе, в том числе, влияет цена сырья, газ, вода, электроэнергия, стаканчики, сахар, продукты, зарплаты персонала. Владелец украинской сети Lion coffee и соучредитель обжаривания 3 Сhamps Roastery Ренат Маматказин прогнозирует, что чашка кофе в этом году подорожает на 10%. А основатель обжарки RULE.Coffee Roasters Андрей Шварц считает, что цена на чашку кофе вырастет максимум на 5-7%.

В ресторане “Евразия” сообщают, что электроэнергия подорожала в 2-2.5 раза, отопление в торговых центрах в 2-2,5 раза. Несмотря на это, в ближайшее время поднимать цены в ресторане все же не собираются, но отмечают, что рост будет, поскольку подорожание коммунальных услуг очень сильно влияет на цены на продукты.

О влиянии цен коммунальных услуг на бизнес сообщает и совладелец Amigos bar Илларион Саук. Так, из-за этого возросла стоимость аренды: в среднем за аренду помещения платили 27 000 грн, сейчас – 49 000 грн. По его словам, они строят бизнес на минимальной наценке, однако с января цены в баре все же поднимутся на 20%.

Как рост цен отразится на посещаемости ресторанов и кафе?

Ольга Насонова прогнозирует, что на фоне общего роста цен на все вокруг такой рост не будет шокирующим для посетителей. Но все же некоторые просто не смогут посещать рестораны и кафе. Такое падение может составить до 15–20% ресторанной аудитории.

“Меньшее количество посетителей может быть выгоднее за счет увеличения маржи. То есть меньше людей – но прибыль больше” – отмечает директор аналитического центра “Рестораны Украины”.

Авторка: Виктория Лаврентий

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.