Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
«Поиск ликвидных локаций – единственное, что сдерживает развитие нашей сети», — сооснователь "Коло" Сергей Войцеховский о сдерживающих факторах развития
Фото: kolomarket.com.ua
В 2020 году в Украине количество магазинов у дома увеличилось практически на треть по сравнению с 2019 годом. Большую часть из них открыла сеть "Коло": 117 магазинов. В феврале 2021 года количество точек достигло 234. В компании заявляли о планах открытия 120 точек до конца года. Однако в июне сеть расширилась всего до 250 магазинов. Сооснователь "Коло" Сергей Войцеховский в ходе совместного workshop RAU и юрфирмы Sayenko Kharenko рассказал об основных сложностях в расширении сети. Приводим выдержки из материала.
- Если бы можно было открыть 1000 магазинов, мы бы уже сделали это.
- Поиск ликвидных локаций – единственное, что сдерживает развитие нашей сети. Поначалу казалось, что выбор очень велик, но потом выяснилось, что ситуация обратная – есть дефицит локаций, подходящих под наши требования. Прежде всего, это удобство для покупателя. Например, есть жилой дом, на одном конце которого выручка может быть в пять раз больше, чем на другой стороне. Кроме того, за помещения, подходящие под продуктовый магазин, приходится конкурировать не только с другими ритейлерами, но и с остальным малым бизнесом: парикмахерскими, различными салонами и т.д.
- Есть чисто технические ограничения по подведенной энергетической мощности: чаще всего это не более 10 кВт, а нам нужно 25 кВт. Арендодатели не хотят заниматься подведением дополнительной мощности, приходится изловчаться самим. Чтобы найти помещения под 270 магазинов мы перебрали порядка 1500 локаций. То есть провели предварительную оценку каждого варианта. В этом нам теперь помогает специальная часть CRM-системы, автоматизирующей процессы арендных отношений.
- У нас системный бизнес, сеть магазинов КОЛО насчитывает уже почти 270 магазинов. Однако приходится работать не с такими профессиональными арендодателями, как в ТРЦ.
- Сейчас наш формат — самый развивающийся в Украине. Fozzy Group открыл FoodPod, ритейлер Novus развивает "Mi Маркет", "Ашан" – магазины Pick Up Point. В то же время мы не рассматриваем их как конкурентов. Так как наибольшая возможность прироста сети у нас есть в сегменте небольших продуктовых магазинов частных предпринимателей. По разным оценкам исследовательских компаний таких в Украине от 60 000 до 90 000.
- В Украине небогатый покупатель, что особенно хорошо видно в небольших городах, где люди идут с рюкзаком 1,5 км, чтобы купить товар у другого оператора на несколько гривен дешевле. Поэтому ключевой оборот формируется на таких товарах: алкоголь, сигареты, кондитерские изделия, жвачки, снеки, шоколадные батончики и т.п.
- Чтобы развивать системно сеть продуктовых магазинов, нужны средства. В Украине нет доступа к дешевым деньгам и потому экспансия – самое дорогое в этом деле.
Напомним, по данным Forbes, в июне 2021 года начались переговоры о продаже сети "Коло". Сообщается, что претендент на покупку актива – АЗС “ОККО” бизнесмена Виталия Антонова. Соучредитель “Коло” Сергей Войцеховский не подтвердил и не опроверг переговоры.
Автор: Антон Онищук