Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Что помогло жесткому дискаунтеру “Светофор” войти в топ-10 крупнейших российских сетей в 2020 году
Фото: Retail Life!
Недавно издание All Retail сообщило о том, что в конце 2020 года в Украине открылся магазин Mere — проект владельцев российской сети "Светофор". Первый магазин был открыт в Николаеве в составе торгового центра «Амстор», но проработал недолго.
Выходом Mere на украинский рынок и развитием сети занимается ООО «Альянстрейдсервис», зарегистрированное 18 июля 2019 г.. Бенефициаром компании указано общество с ограниченной ответственностью «НСКТрейд», зарегистрированное в Минске. Конечным бенефициаром указан основатель сети «Светофор» Сергей Шнайдер. Сеть дискаунтеров “Светофор” по итогам 2020 года оказалась самой быстрорастущей на рынке России. Компания заняла седьмое место в списке крупнейших FMCG-ритейлеров, с выручкой 189 млрд руб ($2,5 млрд). Как предприниматели из Красноярска смогли создать модель, у которой нет аналогов на локальном рынке, рассказал The Bell. Мы приводим основное из материала.
В 2020 году продажи сети “Светофор” прибавили почти 39%, подсчитала компания Infoline. Сеть насчитывает более 1 700 магазинов. По зоне покрытия “Светофор” лидер: его магазины работают в 76 регионах, для сравнения, X5 Retail Group (управляет сетями “Пятерочка”, “Перекрёсток”, “Карусель” и “Чижик” — ред.) — в 66.
Крупнейшие сети супермаркетов России. Данные Infoline за 2020 год
Насколько “Светофор” дешевле своих конкурентов
В магазине любой другой сети, считающейся недорогой, те же товары могут стоить в полтора и даже в два раза дороже, чем в “Светофоре”. Однако его ассортимент состоит из товаров неизвестных производителей, а товары известных брендов часто продаются в нестандартной упаковке.
У “Светофора” ассортимент непредсказуем, говорят о своем конкуренте в “Магните” (российская сеть розничных магазинов — ред.) «В отличие от “Светофора”, у которого бизнес скорее транзакционный, мы предлагаем 1700–1800 SKU фиксированного ассортимента. Наш покупатель всегда знает, за каким товаром идет в магазин».
Например, сырный продукт President в треугольниках вместо привычной в локальных магазинах по 140 г, в “Светофоре” продается по 280 г. «Низкие цены у нас достигаются за счет снижения расходов: это не только минимальное оформление торгового зала, упрощенная паллетная выкладка, но и небольшое количество персонала (десять человек на магазин площадью 1000 кв. м)», — рассказывает директор по развитию “Светофора” в Санкт-Петербурге.
«Изначально [у “Светофора”] идея была сделать магазины для 4–6% россиян, которые живут крайне бедно или даже за чертой бедности, — предполагает руководитель другой сети. — Но когда магазины стали открываться, оказалось, что это нужно гораздо большему числу людей. Сейчас уже и средний класс считает нормальным ходить в “Светофор”».
Не магазины, а склады с кассовыми зонами
Торговые точки “Светофора” выглядят как склады с кассовыми зонами, комментирует топ-менеджер другой торговой сети. В основном магазины-склады сети открываются в локациях и помещениях, на которые другие ритейлеры не претендуют. Типичный “Светофор” — бетонная коробка площадью до 1 500 кв. м в промзоне. В помещениях большей площади — до 2 500 кв. м — компания размещает гипермаркеты под брендом “Маяк”.
По словам одного из менеджеров “Светофора”, магазины открывают так, чтобы на каждый пришлось не менее 15 000 человек. Расстояние между двумя “Светофорами” должно быть больше 5 км. Выручка недавно открытого магазина в большом городе должна составлять около 10 млн руб. в месяц ($133 350). Нормальная выручка — 30 млн руб. ($400 050), желательная — 50 млн руб. ($666 750) в месяц.
Работа с поставщиками
С поставщиками “Светофор” торгуется не менее жестко: товар на полке должен быть минимум на 20% дешевле, чем в других сетях. «Они одни из первых начали продавать стоки: продукты, которые производители готовы по тем или иным причинам, что называется, сливать — или план надо выполнить, или срок годности истекает, — комментирует сооснователь Infoline Иван Федяков. — Это уникальная черта “Светофора”, которая позволила ему удачно спозиционироваться: чтобы получить товар еще дешевле, вам придется его украсть».
При этом, даже такие компании как Procter & Gamble или Valio соглашаются на жесткие условия сотрудничества, потому что “Светофор” в состоянии продать больше товара, чем кто-либо еще.
“Светофор” за пределами России
Уже несколько лет «Светофор» работает не только в России. В середине 2017 года первые супермаркеты красноярской сети появились в Беларуси, где сейчас их, по данным компании, более сотни.
Кроме того, четыре “Светофора” работают в Германии — под брендом Mere. Как о конкурентах Aldi и Lidl о них там всерьез пишут издания уровня Focus и Deutsche Welle. Ассортимент немецких Mere составляют в основном товары местного производства, а также привезенные из Чехии и Венгрии.
Также Mere открываются в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Сербии. В планах — Испания, Франция, Греция и даже Великобритания. В сентябре 2019 года компания TS Markt LLC была зарегистрирована в Калифорнии.
Примеру “Светофора” следуют крупные игроки, открывая дискаунтеры
“Светофор” занимает на рынке уникальное место. У него нет прямых конкурентов, пишет The Bell. Но уже в 2020 году запуск жестких дискаунтеров анонсировали X5 Retail Group (“Чижик”) и “Магнит” (“Моя цена”), поскольку доходы населения падают, а цены растут, такой формат выглядит все более перспективно. При этом сети “Магнит” и X5 Retail Group дистанцируются от “Светофора”. Своего идеального клиента они называют не бедным, а экономным человеком.
Источник: The Bell