Год спустя. Как "Планета Кино" и Concert.ua работали (и не работали) с начала введения карантина в Украине

26.03.2021
1305

Фото: Глеб Гаранич / Reuters

В марте 2020 года Украина вошла в режим жесткого локдауна. Вместе с введением карантинных ограничений, закрылись рестораны, торговые центры, кинотеатры, образовательные учреждения и пр. Как "Планета Кино" и Concert.ua пережили этот период, какие меры принимали и как планируют развивать бизнес дальше, узнал ain.ua. Публикуем практически полностью.


Дмитрий Деркач, совладелец сети кинотеатров "Планета Кино"

Какой карантин был самым жестким. По сравнению с 2019 годом наши доходы и посещаемость в 2020 и 2021 сократились приблизительно на 60%. Мы уже год терпим убытки каждый месяц. У нас ежемесячно до 7 млн грн затрат и мы не можем их сократить (это в основном зарплата 500+ сотрудникам компании и арендная плата).

Сравнение работы в марте 2021 года с мартом 2020 (введен жесткий локдаун). С учетом того, что Киев и Львов уже закрыли на карантин в марте 2021, а также учитывая, что в 2021 году у нас мало ожидаемых фильмов и ограничение в 50% мест, то оба месяца будут приблизительно одинаковыми по результатам.

Действия компании, чтобы удержаться на плаву. В марте 2020 сеть запустила в продажу кризисные сертификаты, которые продавались по 100 грн и их можно было обменять на любой билет после открытия "Планеты кино" (даже на билеты в RE’LUX, IMAX, 4DX, которые стоили 250-450 грн). Было продано 112 000 таких сертификатов на сумму более 11 млн грн. Это существенно помогло "Планете кино" пережить первый локдаун в 2020 году. Сеть активно развивали продажи попкорна под собственным брендом Pumpidup в супермаркетах и АЗС.

Помощь государства. Часть сотрудников смогли получить 8 000 гривен. Также компания получили 4 млн грн помощи на выплату зарплат сотрудникам. Эти суммы приблизительно равны затратам компании за 1 месяц, а нормально работать она не может уже почти 12 месяцев.

Прогнозы по восстановлению рынка кинотеатров. Возможно к октябрю-ноябрю 2021 года. Украинский рынок зависит от того, как будут работать кинотеатры в США, Китае, Великобритании и еще нескольких крупных странах. Студии начнут давать ожидаемые блокбастеры, когда кинотеатры во всем мире восстановят свою работу. "А мы получаем от 60 до 80% дохода именно от таких фильмов", - говори Деркач.

Прогнозы по итогам работы "Планета Кино" 2021 года. "Я надеюсь, что он будет немного лучше, чем 2020, но все равно существенно хуже (процентов на 40%), чем 2019 год", - говорит Дмитрий.

Дмитрий Чинь, совладелец и директор по маркетингу билетного оператора Concert.ua

Середина марта по середину июня 2020 года, пожалуй, самые сложные в истории Concert.ua. С середины марта по середину июня компания была сервисом по работе с пострадавшими от карантина клиентами. Причем как зрителей, так и организаторов. Можно сказать, что продаж почти не было и, соответственно, имели отрицательный денежный поток. Пожалуй, это были самые сложные месяцы в истории компании. В июне появился свет в конце тоннеля, а в июле — глоток воздуха в виде послабления ограничений и проведение событий под открытым небом. Пик продаж в карантинный период пришелся на август, когда организаторы предлагали относительно много мероприятий в Киеве, Одессе и других городах. А дальше openair-мероприятия закончились…

Действия компании, чтобы удержаться на плаву. Сокращали затрыты: снизили заработные платы до 50%, руководящим партнерам урезали выплаты до 30%, завершили сотрудничество с некоторым количеством классных менеджеров и специалистов ввиду того, что объем работы драматично снизился. Помимо этого поставили на паузу работу с маркетинговыми и интернет-агентствами, переведя функции инхаус. Но продолжали IT-разработки, в том числе по автоматизации процессов.

Оценка потерь рынка. На сейчас потери, навскидку, составляют больше 1 млрд грн и тысячи рабочих мест. В Киеве закрылись 2 концертные площадки, еще несколько находятся в «законсервированном» состоянии.

Помощь государства. На государственную помощь компания не рассчитывала. "Но стоит отметить, что наша ивент-компания получила от УКФ средства для частичной оплаты аренды стадионов под шоу MONATIK в Харькове, Днепре и Одессе. Мы проведем эти шоу в июне-июле", - говорит Дмитрий Чинь.

Ситуация на рынке сейчас. Прогнозы. Оправдался пессимистичный прогноз. "Но я все равно смотрю на ситуацию с оптимизмом. Потому что вижу — люди хотят ходить на мероприятия. Да, желающих стало меньше, да, предложение сократилось и почти нет событий с участием иностранцев. Но live entertainment жив и готовится выстрелить, как сжатая пружина. Как известно, будущее наступает неравномерно. И уже очень скоро мы станем свидетелями того, каким будет ивент-рынок в Украине через год-два, глядя на страны, в которых летом-осенью закончится вакцинация. Ну, а пока — краткосрочное планирование, мониторинг трендов и молниеносная реакция на изменения спроса".

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.