Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как работает услуга click and collect у крупнейших украинских ритейлеров
Карантин привел к ускорению диджитализации ритейла и сближения офлайн и онлайн-каналов торговли. Розничные сети могут использовать свои торговые площади, как точки выдачи и таким образом дать свои клиентам дополнительное удобство. Retailers выяснил, какие из крупнейших украинских сетей предоставляют услугу click and collect и на каких условиях
Что такое click and collect?
Сlick and collect (дословно “нажми и собери”) - один из форматов взаимодействия торговых сетей с покупателем. Услуга состоит в том, что потребитель может заказать нужный товар или собрать корзину в онлайн-магазине ритейлера, а забрать - в ближайшей точке выдачи. Большинство украинских ритейлеров предлагают эту услугу под привычным названием “самовывыз”.
Популярность услуги click and collect растет. Так, в 2018 году 81% онлайн-покупателей в мире заказали товары с помощью click and collect, что почти на 30% больше, чем в 2017 году. А в США с начала введения карантинных ограничений в 2020 году спрос на эту услугу вырос на 95%, а на доставку на дом — на 39%.
Карантин значительно ускорил все процессы, связанные с развитием онлайн-заказов основных товарных групп. Retailers уже писал об этом в апреле .
Многие украинские сети анонсировали услугу именно в период карантина и последовавших за ним ограничений и изменившихся моделей поведения покупателей, которые в условиях пандемии предпочитают меньше времени проводить в магазинах и торговых залах.
Retailers решил проанализировать, кто из украинских ритейлеров уже использует click and collect и в чем ее особенности.
“АТБ-маркет”
В онлайн-магазине АТБ в разделе “интернет-магазин” покупатель может выбрать нужные товары и сложить их в Корзину. Далее необходимо оформить заказ и выбрать способ получения: курьерская доставка или самовывоз из магазина. При выборе опции самовывоза, покупатель должен выбрать из выпадающего окна область, город и адрес магазина, из которого будет забирать заказ.
Особенности услуги “на сайте выбирай - в магазине забирай” в АТБ:
-
минимальная сумма заказа — 50 грн;
-
самовывоз с 9:00 до 23:00 (даже в круглосуточных маркетах);
-
забрать заказы, оформленные с 9:00 до 21:00 можно минимум через 2 часа, оформленные после 21:00 - на следующий день после 11:00;
-
изменить точку (магазин) самовывоза можно только путем оформления нового заказа;
-
самовывоз возможен из всех магазинов сети;
-
товары по стандарту разделяются на два пакета (влажные и сухие продукты);
-
оплатить можно на кассе магазина или карточкой на сайте;
-
чек формируется на момент сбора товара. Если цена товара на полке изменилась, то в чек он попадет по актуальной стоимости;
-
отслеживать статус своего заказа можно в “личном кабинете” на сайте, а про его готовность клиенту сообщают SMS или e-mail сообщением.
“Сільпо”
Услугой самовывоза можно воспользоваться в “Сільпо”. Сначала алгоритм предложит выбрать магазин, а потом выдаст перечень доступных к заказу в нем позиций и акционных предложений. В некоторых магазинах сети доступна также доставка готовых блюд из фудхоллов.
После наполнения “Корзины” покупателю предлагают выбрать удобный день (сегодня, завтра, послезавтра) и двухчасовой временной слот, в который он планирует приехать в магазин.
Особенности:
-
товар фасуется в отдельные пакеты по категориям (стоимость пакетов добавляется в чек);
-
оплатить можно картой на сайте, картой или наличными в магазине, а также баллами из приложения или подарочным сертификатом (в магазине);
-
если возникнут вопросы, можно выбрать любой удобный канал коммуникации, есть опция “не звонить мне”;
-
если пропустили свой часовой слот, нужно внести новое время в заказ, иначе он может быть недоступен;
-
все возрастные и временные (ночной запрет) ограничения на покупку определенных товаров (спиртное, табачные изделия) действуют и при самовывозе.
“Ашан”
Продуктовый ритейлер запустил магазины "Мій Ашан" Pick Up Point, основная функция которых - услуга click and collect. На сегодняшний день формат Pick Up Point представлен двумя магазинами в Киеве.
Для услуги самовывоза из гипермаркетов нужно зарегистрироваться в разделе collect.auchan.zakaz.ua, указать удобный магазин и временной интервал для визита и собрать корзину покупок. Рассчитаться можно через платежные системы на сайте или при получении заказа.
Особенности:
- перед выбором товаров обязательно нужно выбрать ближайший удобный магазин или точку вывоза;
- сборщику товаров можно оставить награду;
- после подтверждения заказа покупатель получает SMS с номером заказа, адресом выбранного магазина и номером для связи с сотрудником, который выдаст товар;
- прибыв в магазин, клиент должен набрать по телефону сотрудника и назвать номер заказа;
- в гипермаркетах заказы выдаются на специально выделенной кассе, в Pick Up Point - на кассе самообслуживания.
Также сеть “Ашан” предлагает опцию доставки курьерами, через отделения или почтоматы “Новой Почты”.
Metro Cash and Carry
В Metro опцию самовывоза из торгового центра называют Metro Drive. Заказ осуществляется на странице сервиса metro-drive.zakaz.ua. На данный момент действует не во всех магазинах сети. В Киеве услуга действует в трех ТЦ (Теремки, Троещина, Позняки).
Особенности:
-
Забрать заказ можно в пункте выдачи возле входа или на парковке магазина в точке Metro Drive;
-
возможна услуга загрузки заказа сразу в автомобиль покупателя;
-
оплата картой онлайн или через платежный терминал в ТЦ;
-
после оформления заказчик получает подтверждение SMS и e-mail со схемой размещения пункта выдачи или площадки Metro Drive;
-
когда заказ готов, клиент получает информацию с суммой оплаты и номером оператора;
-
при ожидании заказа в машине, необходимо связаться с сотрудником и сообщить марку и номер авто.
Novus
Магазины Novus также работают через сервис доставки Zakaz.ua. На странице novus.zakaz.ua анонсируется услуга Novus Drive: закажите онлайн - заберите офлайн. На данный момент такую услугу предлагают только в одном магазине сети - на Броварском проспекте, 17. В остальных магазинах действует услуга адресной доставки курьерами Zakaz.ua.
Особенности Novus Drive:
-
рассчитаться за услугу можно наличными при получении;
-
после оформления заказчик получает подтверждение SMS и e-mail со схемой размещения площадки Novus Drive;
-
когда заказ готов, приходит информация с суммой оплаты и номером оператора;
-
при прибытии в магазин необходимо связаться с сотрудником, назвать номер заказа и способ получения;
-
при ожидании заказа в машине, необходимо связаться с сотрудником и сообщить марку и номер авто.
Varus
Особенности:
-
При нажатии кнопки “оформить заказ” автоматически предлагает ближайший магазин сети. Изменить можно вручную, выбрав другой магазин из выпадающего списка;
-
история заказов отражается в “Личном кабинете”;
-
сайт предлагает ближайший свободный временной слот (1 час);
-
оплата на сайте онлайн или в магазине наличными/картов;
-
уведомление про статус заказа.
Eva
Интернет-магазин eva.ua предлагает самовывоз из точек выдачив магазинах сети.
Точки выдачи действуют не во всех магазинах сети. В отдельной вкладке можно открыть перечень таких магазинов, отсортированный по городам. Список динамичный и постоянно дополняется.
Особенности:
-
услуга бесплатная при заказе от 99 грн., при заказе меньше - стоимость услуги 19 грн.;
-
срок формирования заказа 2-3 дня (по некоторым позициям до 5 дней);
-
при получении товара заказчику необходимо иметь документ, удостоверяющий личность;
-
сообщение о готовности заказа и доставке на точку выдачи SMS или Viber;
-
оплата наличными или картой на месте, картой на сайте, Google/Apple Pay.
Watsons
Особенности:
-
бесплатный заказ click and collect от 50 грн, до 49 грн - 25 грн;
-
точки самовывоза находятся в 38 магазинах. Список и адреса магазинов, а также дни недели, когда в каждый из них осуществляется доставка со склада, указаны в табличке на странице заказа (в алфавитном порядке);
-
на формирование и доставку заказа Watsons выделяет 6-7 дней;
-
хранение собранного заказа на точке - до 10 дней;
-
после оформления покупателю приходит сообщение с номером заказа;
-
забирать рекомендуют только после уведомления о доставке - по графику работы магазина;
-
для верификации на точке необходим мобильный телефон с номером, который был указан при заказе;
-
оплата на сайте при оформлении заказа;
-
заказ осуществляется через оформленный “Мой аккаунт”;
-
можно использовать подарочные сертификаты при онлайн-заказах.
Prostor
Сеть предлагает только доставку “Новой почты” (курьер или доставка в отделение), услуга самовывоза онлайн-заказа из магазина не предусмотрена.
“Епіцентр К”
В сети действует самовывоз из центра обслуживания клиентов. Адреса центров обслуживания, расположенных в магазинах и логистических центрах “Епіцентр К”, “Новая линия” и “Інтерспорт” можно найти на странице оформления заказа.
-
Оператор подтверждает заказ при наличии всех товаров в выбранном пункте выдачи;
-
Клиент получает SMS о готовности и времени выдачи заказа;
-
Оплата возможна картой на сайте, безналичным платежом по счету-фактуре, в кредит (оформляется отдельно через отдельную страницу сайта) или на месте.
Comfy
На сайте Comfy услуга самовывоза из магазина активно анонсируется на вкладке “Доставка”.
Особенности:
-
При наличии товара в выбранном магазине, забрать его можно в тот же день при оформлении заказа до 19.00 и на следующий - при заказе после 19.00;
-
на пункте выдачи товара можно получить консультацию сотрудника, как при покупке в офлайн-магазине;
-
оплатить можно на сайте или на месте;
-
при готовности заказа, покупателю приходит SMS;
-
заказы выдаются в зоне выдачи онлайн-покупок во всех магазинах сети;
-
при отсутствии товара в выбранном магазине покупателю предложат выбрать удобный адрес из магазинов, где товар доступен или доставку в выбранный магазин на определенную дату;
-
заказ хранится на пункте выдачи до 3-х дней.
“Алло”
У магазинов сети “Алло” есть услуга - забрать товар из ближайшего удобного магазина. Если товара в удобном магазине нет в наличии - его могут доставить из другой точки за оговоренный срок.
Особенности:
-
есть ряд ограничений. Например, товар не смогут доставить, если он не соответствует по массе и габаритам данной точке выдачи или если продавцом товара является партнерский магазин, который не может доставить товар со своего склада;
-
после оформления клиенту прислают номер заказа, который нужно предъявить при получении;
-
заказ может забрать другой человек, если предъявит сообщение с номером заказа и оплатит товар;
-
заказ хранится на пункте выдачи до 3-х дней.
“Фокстрот”
В сети “Фокстрот” услуга самовывоза из магазина называется “Пикап”.
Особенности:
-
заказ можно сделать на сайте или у оператора колл-центра;
-
при выборе услуги “пикап” нужно указать магазин, в котором удобно забрать товар;
-
оплатить можно картой на сайте или наличными в магазине;
-
заказ должен быть подтвержден SMS-сообщением или звонком оператора колл-центра;
-
сумма наличного расчета не должна превышать 49999 грн.
Eldorado
В магазинах Eldorado возможен самовывоз из любого магазина сети.
Особенности:
-
оплата на месте картой или наличными;
-
товар можно получить уже через час после заказа (при наличии в данном магазине);
-
после оформления заказа приходит сообщение с подтверждением;
-
возможно оформление кредита или рассрочки на условиях, действующих у партнеров сети.
Moyo
Особенности:
-
сделать заказ можно на сайте или через кол-центрв
-
забрать можно в выбранном магазине сети (отмечены на карте), один из которых круглосуточный (в нем доступен круглосуточный самовывоз);
-
при самовывозе доступна консультация специалиста относительно товара;
-
ехать за заказом нужно после получения SMS с номером;
-
товар, а также цена на него (при оплате на сайте), сохраняются на точке до 5 дней.
Таким образом, большинство крупнейших ритейлеров Украины находятся в мировом тренде и предоставляют популярную услугу click and collect. Наиболее продвинулись в этом вопросу - ритейлеры электроники. Этот сегмент одним из первых начал развиваться в онлайне. Магазины техники из-за штучности покупаемых товаров, наиболее оперативны (1-2 часа) и кроме самовывоза, предлагают консультации специалиста по данной категории на пункте выдачи.
Карантин ускорил развитие услуг самовывоза у продуктовых ритейлеров. Сбор и выдача онлайн-заказов занимает от нескольких часов до одного дня. Дрогери-сети, работающие с товарами категории длительного хранения, на сбор и доставку до точек самовывоза выделяют от 3 до 7 дней.
В большинстве исследованных сетей услуга click and collect бесплатна, в некоторых магазинах нужно оплатить при небольшой стоимости заказа.
Новое время диктует ритейлу новые вызовы. Услуга click and collect способна стать востребованным форматом, поскольку дает покупателю свободу: от очередей, ожидания, затрат времени на хождение по залу, а также возможность выбора способа оплаты, отсутствие дополнительных затрат и минимизацию контактов с другими людьми.
Управляете физической розницей и интернет-каналами? Присоединяйтесь к форуму инновационных ритейлеров OmniForum2020
Авторы: Александр Шарипов, Леся Панченко