Не только лишь все: как карантин изменил рынок онлайн-доставки продуктов питания

01.04.2020
5387

Фото: rees46.com

Карантин и самоизоляция привели к резкому росту спроса на заказы товаров онлайн, в том числе – продуктов. Этот сегмент рынка e-commerce – один из менее развитых по сравнению с другими сегментами, в том числе – из-за неготовности самих украинцев покупать продукты онлайн. Карантин всё изменил. Такого количества заказов в столь короткий промежуток времени продуктовые сети не выдержали, как и службы доставок. Это привело к интересным коллаборациям, появлению новых служб доставки, выходу на продуктовый рынок игроков со смежных сегментов. 


На онлайн-рынке продуктов питания случился коллапс. Хоть кирпичные продуктовые магазины и продолжили работу во время карантина, все же поток покупателей в них сократился существенно (не считая ажиотажных всплесков). В тех городах, где ввели ограничения на пользование городским транспортом (им могут пользоваться только сотрудники стратегических предприятий), количество клиентов еще меньше. Такой вывод можно сделать, посещая магазины столицы и Одессы.

За несколько дней, начиная с 11 марта (с момента, когда правительство объявило о введении со следующего дня карантина, – ред.) в крупнейшей службе доставки продуктов Zakaz.ua число заказов выросло на 80%. После ужесточения карантина, с 17-18 марта (когда большая часть розницы закрылась, равно как и фитнес-клубы, парикмахерские и пр.,– ред.) рост увеличился в несколько раз. 

Интернет-магазин, который работал на рынке Харькова в сфере доставке еды в офисы, был вынужден закрыться 19 марта – компания не справилась с наплывом заказов с доставкой на дом. “Очередь образовалась на неделю вперед. Гречка и туалетная бумага стремительно заканчивались и дорожали. Приняв заказ с одними ценами, мы через несколько дней закупали эти же продукты уже по другим ценам, выше”, – пояснили в интернет-магазине. Сборка продвигалась медленно, в то время как количество негативных отзывов росло стремительно. Собственники решили закрыть магазин.

Спрос спросу спрос

В дни, когда нет ажиотажных всплесков, спрос все равно остается существенным. Интернет-магазины не справляются. В интернет-супермаркете Produktoff  (доставляет продукты в Киеве, Днепре, Харькове и Одессе) говорят, что сейчас заказов в 2-3 раза больше, чем компания может обработать. “В 2-2,5 раза увеличилось и количество позиций в заказе, а также значительно возрос общий вес. Мы уже нарастили  мощности по приему продуктов в 2 раза. Но их все равно не хватает, чтобы удовлетворить спрос”, – говорят в Produktoff. В Takfur отмечают, что сейчас количество позиций в чеке составляет 60, до карантина их было 30, в самом начале карантина – 100-120.

В Zakaz.ua, который работает с “Ашан”, Metro C&C, Novus,  “Фуршет”, “МегаМаркет”, “Таврия В” во всех городах – Киеве, Одессе, Харькове, Днепре, Львове, Житомире, Виннице и Запорожье – нет окон доставки. Ранее в Zakaz заявляли, что один курьер выполняет около 40 заказов в день.

Маркетплейс Rozetka во время карантина взял дополнительные помещения площадью 10 000 кв.м. в Киеве. Его совладелец Вячеслав Чечеткин пояснял это так: “Нам валят заказы на продукты питания …  мы должны закрывать потребности людей, а наших мощностей уже не хватает”.

Почему ритейлеры не справились?

Продуктовый не онлайн

Сегмент продуктов питания на рынке e-commerce –  один из менее развитых. На долю онлайн-продаж FMCG (fast moving consumer goods – быстро оборачиваемые потребительские товары) приходился 1% по стостоянию  на октябрь 2019 года, приводили данные в Nielsen.

Если в мире в ТОП-4 самых продаваемых товаров онлайн на рынке FMCG продукты питания стоят на втором месте, а свежие продукты – на четвертом, то в Украине они даже не входят в ТОП.

Иллюстрация: Nielsen

В начале года, еще до введения карантина, в Zakaz.ua заявляли, что украинцы предпочитают выбирать продукты самостоятельно, так как не уверены в качестве продуктов, выбираемых другими. По данным компании, в Украине продается онлайн менее 0,5% продуктов питания.

Интернет-магазины были у немногих игроков: “Ашан”, Novus, “Фуршет”, “МегаМаркет”, "Таврия В”, Fozzy C&C,“ “Копійка”, “Наш Край”, “Рукавичка”. Специализированных онлайн-супермаркетов тоже было не так много. Кроме того, продукты, в основном – длительного хранения, относительно недавно начали продавать маркетплейсы Rozetka и Kasta.

Как ритейлеры и не только ритейлеры решают проблему с доставкой товаров?

Доставкой единой

Помимо увеличения складов для дополнительного объема продуктов питания, ритейлеры придумывают различные варианты коллабораций. Например, Rozetka начала продавать три продуктовых набора “АТБ-маркет”. Доставкой занимается “Новая почта”. Пилот работает в Днепре и области.  Насколько востребованы такие наборы, пока неизвестно – компании еще не озвучивали результаты. Но если пилот будет удачен, доставку запустят во всей Украине.

Входящие в одну компанию  – Fozzy Group  логистический оператор Justin и сеть “Cільпо” договорились о доставке продуктов, пока в трех микрорайонах Киева: Березняки, Позняки и Оболонь. Помимо этого, сеть “Сільпо” начала официально сотрудничать с Glovo.

Еще один шаг – увеличение числа курьеров и сборщиков. “Как только будет достаточно логистического и человеческого ресурса, откроем окна доставки на более длительные сроки”, – комментирует директор по маркетингу Fozzy C&C Марина Тимофеева. За последнюю неделю компания Zakaz.ua наняла несколько десятков человек. Там уверены, что подобным образом поступают и другие операторы.

Сторонние компании начали запускать доставку. Онлайн-сервис заказа услуг Kabanchik теперь выполняет доставку  "чего угодно", в том числе –  продуктов. Так же поступил и сервис заказа такси Uklon, водители которого будут доставлять “что угодно” общим весом до 20 кг. 
Начали запускать доставки и продуктовые сети, по крайней мере одна так точно – это cеть львовских магазинов у дома “Два кроки вiд хати”, которая принадлежит ресторанному холдингу !Fest. Курьерами и сборщиками заказов работают сотрудники холдинга.

В продуктовый сегмент также выходят игроки со смежных сегментов. Так, в пяти магазинах Eva в Днепре можно купить продукты социальной группы: соль, подсолнечное масло, крупы, яйца и пр.

Прогнозы. В Zakaz.ua считают, что спрос до конца карантина будет стабильно высоким, ажиотаж начнет спадать после стабилизации ситуации и отмены жестких мер безопасности. “Конечно, после карантина произойдёт откат, который мы фиксируем уже сейчас – чек усредняется. Следует понимать, что люди остались без работ и зарплат. И средний класс, скорее всего, просто исчезнет”, – считает Владислав Плаксин из интернет-магазина Takfur.

Автор: Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.