Прошедшее десятилетие в e-commerce: маркетплейсы, покупки в приложении и чудеса доставки

13.02.2020
1155

Retailers продолжает рассказывать об изменениях в украинском ритейле за последнее десятилетие в серии материалов. В новом выпуске речь пойдет о том, как развивалась торговля онлайн: от скромных сайтов до приложений и оплаты в один клик с телефона. 


В 2009 году рынка e-commerce в Украине как такового не существовало. Эта сфера деятельности не представляла интерес для крупных игроков. Лишь несколько компаний, в основном, небольшие игроки, делали первые шаги в онлайне. Сейчас на онлайн-рынок приходится, по разным данным, 3-7% в общем объеме розничного оборота Украины, который в 2019 году превысил 1 трлн грн.

“Магазин в кармане”. Уже привычное дело, достать телефон и купить, заказать, практически все необходимое можно в интернете через него. Проникновение интернета и повышение его скорости сыграло роль в этом процессе. Для понимания, в 2009 году проникновение интернето составляло 27-30% (данные GfK). В 2019 году в крупных городах показатель достиг 74%, в населенных пунктах до 100 000 человек - 70%. Высокоскоростной 3G мобильный интернет появился в Украине в 2015 году.

Маркетплейсы — магазин “всего”, в одном месте. Первопроходец - Rozetka, который начал переход на эту бизнес модель в 2014 году. До этого она продавала только бытовую технику и электронику. Сейчас на сайте ритейлера представлено более 10 000 сторонних продавцов и миллионы товаров от них. Через некоторое время примеру Rozetka последовали Lamoda, “Алло”, LeBoutique, Kasta, пробует 27.ua.

Онлайн выходит в офлайн. Rozetka открыла первый магазин еще в 2008 году в Киеве, в будущем открыв еще два. Их площадь не превышала 200 кв.м.Но это было ситуативное развитие. С 2017 году маркетплейс активно развивается в офлайне открывая магазины не только в Киеве, но и в регионах.  Интернет-магазин МебельОк также начал открывать кирпичные магазины в Киеве, Днепре и Харькове.

Головная боль — примерка одежды. Маркетплейс Kastа начал развивать свою сеть отделений KastaPost, которые, в том числе, решают эту проблему. В отделении можно примерить заказ и сразу вернуть его, если он не подошел. С прошлого года “Новая почта” и “Укрпочта” начали устанавливать в своих отделениях примерочные. Некоторые онлайн-магазины уже не просто показывают размерную сетку, но предоставляют покупателю возможность внести свои параметры, запомнить их и, с учетом этих данных, сразу выдавать необходимый размер выбранных товаров. К сожалению, параметры пользователя не всегда подходят под определенную модель вещи.

Почтоматы. Почтоматы начали появляться в Украине в начале 2010-х, но так и не сумели набрать популярность среди пользователей. Два года назад это направление получило новый виток развития. Rozetka, “Новая почта”, Justin и Meest Express начали развивать это направление. Сейчас почтоматы операторов можно увидеть не только внутри магазинов, но и в метро, в офисных центрах и жилых домах. Это удобно, так как свои посылки можно забрать по пути с работы или на работу. Правда, в ячейки почтоматов помещаются товары небольших размеров.

Мобильные точки выдачи. Мы уже упомянули собственные точки выдачи заказов онлайн-магазинов. Кроме офлайн-точек, маркетплейс Rozetka начал развивать мобильные, которые появились в 2018 году. Это микроавтобусы, которые стоят в определенных местах имея свой график работы. Как правило, они паркуются в местах с большим потоком людей рядом с торговыми центрами, магазинами и пр.

Онлайн-магазины зарубежных брендов. В конце 2019 года в Украине начали массово запускаться интернет-магазины зарубежных ритейлеров:з Zara, Mango, Puma, Reserved, Sinsay, Mohito и House. Нельзя сказать, что до этого пользователи не могли покупать одежду онлайн. Тем не менее, запуск официальных онлайн-магазинов fashion-брендов дал доступ пользователям к актуальным коллекциям, а также к большему ассортименту, чем в магазине.

Pick-up (оформить заказ в интернете – забрать в магазине). Удобный способ забрать заказ, который стал доступен в середине прошлого десятилетия. В чем удобство. Раньше было как: заказывашь на сайте кирпичной сети товар и забрать его можно было в отделениях логистических операторов, например, “Новой почты”. Еще курьер мог доставить. Всё. Доставка, понятное дело, платная.

Чтобы увеличить онлайн сети, поняли, что магазины тоже могут быть точками выдачи. Бесплатная доставка - это главный бонус, а еще бонусы - это расширение точек, где вы можете забрать заказ.

Онлайн игроки вводят плату за доставку в свою точку выдачи. Так поступила Rozetka, если сумма товара не превышает 500 грн, то доставка будет платной – 10 грн, но только в магазин, в мобильных точках выдачи и почтоматах – бесплатно. В Kasta платной доставку сделала в свои отделения для клиентов, которые не являются пользователями программы лояльности.

Покупка товаров через соцсети. В соцсетях можно купить все, как у частных лиц, так и у официальных брендов. Instagram стал площадкой для размещения товаров во всем мире, через функцию Shopping Tags, которую он запустил в 2016 году. В Украине появилась в 2018 году. С помощью нее бренды могут помечать на своих фотографиях товары, а пользователи – покупать их прямо в приложении.

Улучшенный интерфейса сайтов. Делать покупки в интернет-магазинах стало гораздо проще, чем в начале 2010-х. Крупные офлайновые магазины осознали насколько важно для некоторых клиентов сначала посмотреть товар в онлайне, а затем купить его на сайте или в магазине. На сайтах появились рекомендации, функция сохранить товар как понравившийся на сайте или зарезервировать его для покупки в магазине, а также возможность проверить наличие товара на сайте или в выбранном магазине. 

Автор: Людмила Будина

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.