Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Какие технологии помогут ритейлерам решить проблему кадрового дефицита
Фото: Elaine Thompson / AP
Украинский ритейл уже столкнулся с дефицитом кадров, особенно линейного персонала. В розничных компаниях на линейный персонал приходится 70–90% штата. Работа кассиром, продавцом, экспедитором — первая ступень для молодых людей в построении карьеры. Но как раз эта категория наиболее подвержена эмиграции. По разным данным, за пределами Украины зарабатывают на жизнь от шести до восьми миллионов наших граждан. Таким образом, если в стране не произойдет «экономического чуда», с каждым годом стоимость рабочей силы будет увеличиваться, количество соискателей — уменьшаться, и ритейлерам придется внедрять технологии, чтобы обеспечить высокий уровень продаж и сервиса
Фактор миграции
Согласно исследованию ZN.ua, по официальной статистике количество зарегистрированных безработных за 2017 год сократилось с 429 000 человек в январе до 354 000 в декабре, но количество вакансий на украинском рынке труда за этот же период, наоборот, выросло с 47 000 до 50 500 (Госслужба занятости), что подтверждает тренд на эмиграцию. Из тех, кто еще не уехал, почти 30% живут с мыслью о том, что это необходимо сделать.
Препарируя полученные цифры, авторы «Зеркала недели» говорят, что страна сталкивается с предсказуемой, но от этого не менее тревожной картиной: из имеющих намерение покинуть Украину 55% — молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет, 44% — от 30 до 39 лет, 33% — 40–50-летние.
По данным «Нова пошта», в результате исследования настроений малого и среднего бизнеса, которое осенью 2017 года провел Союз украинских предпринимателей, основным сдерживающим фактором развития своего дела украинские бизнесмены назвали отсутствие квалифицированных кадров. Такое мнение высказали 32% респондентов.
Участники рынка отмечают, что во многом причиной дефицита стало принятие в мае этого года безвизового режима со странами Европейского Союза и, как результат, трудовая миграция. Еще одна причина — низкая мотивация молодежи работать по рабочим специальностям и невысокая заработная плата.
Этот дефицит уже ощущают украинские ритейлеры. По данным rabota.ua, ежемесячно на сайте публикуется 11 000–12 000 вакансий в профессиональной сфере «Торговля». Большая часть из них — это линейный персонал, а лидер по количеству вакансий — должность «продавец-консультант». На втором месте торговые представители, далее — кассиры. У каждой позиции тройки лидеров доля вакансий превышает долю резюме.
Какие технологии могут использовать ритейлеры, чтобы заменить персонал, который наиболее подвержен настроениям покинуть страну?
Кассы самообслуживания
Системы кассового самообслуживания набирают популярность в розничной торговле. Эти факторы привели к высокой скорости внедрения self-checkout касс в крупных розничных форматах, таких как супермаркеты и гипермаркеты, а также в мелких розничных магазинах.
Согласно исследованию крупнейшей консалтинговой компании Marketsand Markets, объем мирового рынка касс самообслуживания может вырасти с $2,24 млрд в 2015 году до $4,58 млрд к 2022 году. При этом среднегодовые темпы роста рынка в период с 2016 по 2022 год прогнозируются на уровне 10,7%.
Первой среди украинских ритейлеров в мае 2013 года терминалы самообслуживания начала устанавливать компания «Ритейл Груп» в супермаркетах «Велика кишеня» и гипермаркетах «Велмарт». На тот момент таких терминалов было установлено 63, в то время как кассовых аппаратов — более 5000.
«Изначально терминал самообслуживания дороже, но окупается буквально через год», — пояснял коммерческий директор «Великой кишени» Дмитрий Каширин. По данным Retail Banking Research, на тот момент один терминал компании NCR стоил $17 000–20 000, тогда как цена обычного кассового аппарата — $2500–3000. В 2015 году «ТАВРИЯ В» тестировала работу четырех касс самообслуживания в ТЦ «Вузовский». В итоге руководство приняло решение установить еще 20 касс самообслуживания в пяти торговых центрах Одессы и Киева.
Первые кассы самообслуживания в сети NOVUS были установлены в конце 2017 года в одном гипермаркете. В ближайшее время они заработают еще в одном столичном супермаркете NOVUS, расположенном возле станции метро «Лесная». На кассах самообслуживания покупатель может самостоятельно сканировать выбранные товары с помощью встроенного сканера, упаковывать покупки и оплачивать их удобным для него способом.
Фото: rau
Почтоматы и терминалы для выдачи онлайн-заказов
Платформа Shoper (польское ПО для интернет-магазина. – Ред.) проверила, как электронные магазины адаптируют свои системы поставок к потребностям клиентов. И выяснилось, что 13% интернет-заказов пользователи получают в почтоматах.
В Украине, согласно исследованию Retailers, из 25 интернет-магазинов только шесть предлагают забрать посылку из почтомата «ПриватБанка».
Из этого можно сделать вывод, что украинские потребители пока еще не готовы получать посылки самостоятельно. В то же время основные игроки логистического рынка Украины рассматривают развитие собственных сетей почтоматов как раз для популяризации такой услуги.
Компания «Нова пошта» в середине 2016 года начала развивать собственную сеть почтоматов — первые свои почтоматы компания открыла в столице.
В конце 2017 компания сообщила, что открыла уже 15-е отделение в Киеве, где клиенты могут воспользоваться зонами самообслуживания на базе собственных почтоматов компании. В дальнейшем в компании продолжат обустраивать такие зоны в сети отделений.
На сегодня лидер по количеству почтоматов — «ПриватБанк»: 1450 пунктов. И практически все онлайн-ритейлеры, предлагающие выдачу через почтомат, пользуются его устройствами.
Фото: пресс-служба «Нова пошта»
В Украине терминалы для выдачи онлайн-заказов пока еще не практикуются. Но клиентам Walmart уже не требуется взаимодействие с сотрудниками магазина, чтобы забрать свой интернет-заказ. Пользователю системы Click & Collect достаточно ввести на сенсорном экране терминала номер заказа или отсканировать присланный на телефон штрихкод, чтобы через несколько секунд получить свой заказ.
Американский розничный гигант Walmart планирует увеличить количество установленных роботизированных почтоматов по выдаче онлайн-заказов Pick up до 500 устройств. Массивные почтоматы (около 5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину) позволяют клиентам ритейлера быстро получать онлайн-заказы в режиме самообслуживания в магазинах розничной сети.
Его примеру последовала британская сеть супермаркетов Asda, которая стала первым ритейлером в Великобритании, установившим роботизированный автомат по выдаче онлайн-заказов. Чтобы получить свой заказ, клиенту достаточно отсканировать в терминале штрихкод, который интернет-магазин отправляет на смартфон при оформлении доставки заказа. После сканирования штрихкода роботизированный автомат выдает посылку в течение 60 секунд.
Также поступила и компания Zara, которая запускает киоск самообслуживания, где клиенты смогут забрать свои заказы, сделанные через интернет. Когда заказ поступает в терминал, клиенту приходит уведомление о необходимости его получения. Один такой терминал может вмещать до 4000 заказов. Поставку терминала осуществляла компания Cleveron.
Фото: kiosksoft.ru
Роботизированные складские платформы
Сложно представить, но на складах Amazon уже «трудится» более 100 000 логистических роботов. Это дает возможность сократить расходы на складскую логистику. Мировые онлайн-ритейлеры несут огромные потери на логистике. Только в прошлом году убытки Amazon составили около $7 млрд. Как признаются другие ритейлеры, затраты на хранение и доставку существенно превышают выручку от этой доставки.
Одновременно нарастает интенсивность товарооборота в онлайн-ритейле. В день распродаж 11 ноября на сайтах группы Alibaba только за сутки было оформлено 267 млн заказов. И единственным способом выхода из этой ситуации является полная смена технологической платформы складской деятельности, включая роботизацию и диджитализацию.
Чего достиг Amazon после внедрения роботов на части своих складов? Сокращения одного рабочего цикла с 60–75 до 15 мин. Сокращения операционных расходов на содержание складов на 20%, то есть $22 млн для каждого складского центра Amazon в год (а таких центров только в 2016 году было открыто 26). Увеличения на 50% количества товаров на одном складе, который позволяет обслуживать эта система.
Фото: kiosksoft.ru
Электронные ценники
Согласно исследованию Marketsand Markets, мировой рынок электронных ценников в 2017 году составил $392,2 млн, а к 2023 году может достигнуть $1,4 млрд.
Рост мирового рынка электронных ценников обусловлен увеличивающейся автоматизацией розничной торговли и растущим спросом на более экономичные альтернативы по сравнению с бумажными ценниками и этикетками. В 2016 году на Европу приходилась самая большая доля рынка электронных ценников.
Фото: kiosksoft.ru
Технология Scan & Go
Крупнейшие американские ритейлеры Walmart и Kroger изучают способы обслуживания клиентов, при которых потребители смогут совершать покупки без помощи кассиров, пишет CNBC. Walmart планирует в этом году расширить использование технологии Scan & Go до 100 дополнительных мест по всей территории США. Ритейлер Kroger в 2018 году планирует внедрить собственную платформу Scan, Bag, Go в 400 магазинах своей розничной сети.
Благодаря системе Scan, Bag, Go покупателям достаточно просто сканировать штрихкоды продуктов и товаров, которые они будут покупать, с помощью ручного сканера или через мобильное приложение. Оплатить покупки можно будет в специальных киосках самообслуживания, а в дальнейшем сразу через приложение, не используя кассы самообслуживания.
Фото: kiosksoft.ru
Автоматизированные магазины
Магазины без кассиров — вот над чем работают Amazon и Walmart. В Сиэтле уже открылся Amazon Go, где используются камеры и датчики для отслеживания того, что покупатели берут с полки. Затем программа сканирует товары, которые взял клиент, и автоматически оплачивает покупки. А чтобы составить конкуренцию Amazon, Walmart создал магазин Project Kepler, который работает по аналогичной схеме — сканирование товара в корзине покупателя и автоматическая его оплата.
Китайский онлайн-ритейлер JD.com решил обойти Amazon к следующему этапу торговой революции, объявив о планах по открытию сотен автоматизированных магазинов по всему Китаю. Первый магазин 7Fresh открылся незадолго до Нового года в торговом центре Dazu Plaza в Пекине недалеко от штаб-квартиры JD.com. Для того чтобы адаптировать ассортимент супермаркета к ожиданиям покупателей, 7Frеsh использует аналитику на базе big data. В ближайшем будущем магазины будут оснащаться автономными тележками, самостоятельно следующими за клиентами по супермаркету. Сканирование и оплата покупок производятся через мобильное приложение с использованием биометрических платежей. Кроме того, супермаркет 7Fresh имеет возможность доставки продуктов на дом в радиусе 5 км от магазина в течение 30 минут.
Фото: Elaine Thompson / AP
Беспилотные летательные аппараты для доставки посылок по воздуху
В конце прошлого года китайский интернет-гигант Alibaba Group Hodling Ltd начал использовать беспилотные летательные аппараты для доставки посылок по воздуху.
Три дрона доставили шесть коробок маракуйи общим весом около 12 кг из города Путянь (провинция Фуцзянь) на близлежащий остров Мэйчжоу в конце октября. В условиях сильного ветра на пятикилометровый перелет потребовалось девять минут, сообщает агентство «Синьхуа».
Беспилотные летательные аппараты были совместно разработаны Cainiao (логистическое подразделение Alibaba), Rural Taobao (созданная специально для сельских районов торговая платформа Alibaba) и одной из китайских технологических компаний.
В будущем планируется использовать дроны, каждый из которых способен перевозить до 7 кг груза, для доставки по воздуху таких товаров, как свежие продукты питания и медикаменты.
Фото: CNBC.com
Чат-боты
На смену домашнему компьютеру пришел смартфон, и коммуникации между компаниями и их клиентами развиваются очень быстро. Тогда на помощь приходят такие технологии, как чат-боты, которые могут заменить операторов кол-центра. И украинские компании активно практикуют внедрение таких услуг, особенно в ресторанном, банковском и логистическом бизнесе.
Недавно ресторан Meiwei сети АЗК «ОККО» запустил мобильного чат-бота для заказа блюд домой или бронирования самовывоза на определенное время.
Сервисного чат-бота в мессенджере Viber запустила и компания «Нова пошта». Бот поможет отследить посылку, вызвать курьера, вычислить стоимость доставки и найти ближайшее отделение. Он также дает возможность получать оперативную информацию о новостях компании, сообщения о графике работы отделений в праздники, изменениях в расписании доставок из-за погодных условий и т. д.
Автор: Александр Шокун