Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
В 2016 году оборот на маркетплейсах группы компаний EVO увеличился на 73%
пресс-служба EVO
Денис Горовой, директор по развитию группы компаний EVO. Тенденции развития e-commerce 2016 года
Украинцы чаще покупают и больше тратят на маркетплейсах. В 2016 году украинцы приобрели на маркетплейсах группы компаний EVO (Prom.ua, Bigl.ua, Crafta.ua, Kabanchik.ua, Goodini.ua) на 73% товаров больше, чем в прошлом году — на сумму 8,5 млрд грн. При этом количество заказов за год выросло на 61%. В то же время средний чек увеличился незначительно — на 7% — и сейчас составляет 885 грн.
Вскоре предпочтения потребителей изменятся. Чаще всего в 2016 году украинцы покупали на маркетплейсах обувь, одежду, аксессуары, мобильные телефоны, технику и электронику, товары для дома и сада. Эти категории были драйверами развития электронной коммерции в последние годы, но, что интересно, темпы роста большинства из них уже медленнее, чем темпы роста маркетплейсов. Однако, по данным Prom.ua, быстро растут такие категории, как продукты питания/напитки, инструменты, товары для хобби (в основном рукоделие), книги, товары для красоты (в основном косметика) и здоровья. Это означает, что вскоре существенно возрастет спрос именно на товары в этих категориях, и они станут будущими драйверами e-commerce.
Увеличилось количество интернет-торговцев. В 2016-м году возросло количество предпринимателей, которые начали продавать в интернете. Только на площадку Prom.ua за этот год пришло 111 000 новичков. И количество тех, кто продолжает заниматься электронной коммерцией более трех лет, также растет — сегодня этот показатель на 45 000 больше, чем в 2015-м. Итак, к счастью, украинские представители малого и среднего бизнеса не теряют энтузиазма по ведению дел в Украине.
Безопасные покупки в сети — потребность № 1 украинских покупателей. Это доказал онлайн-маркет проверенных продавцов Bigl.ua, который запустился только в феврале и уже имеет ежемесячно 4,7 млн посетителей. Что интересно, каждый второй проданный товар в категории одежды и обуви — отечественного производителя. Средний чек покупок украинской продукции оказался на 27% меньше, чем на импортной. В феврале-декабре 2016 года он составлял 344 грн.
Хенд-мейд в тренде. За 9 месяцев на самой большой хенд-мейд платформе Украины Crafta.ua мастера со всей Украины продали 38 000 изделий ручной работы, а коллекционеры выставили на продажу 1,5 млн лотов. Всего в 2016 году украинцы купили товаров на сумму 7 млн грн, что свидетельствует о любви к уникальным вещам.
Доверие к исполнителям работ, найденным в интернете, возросло. Это подтверждает онлайн-сервис заказа услуг «Кабанчик», который вот уже несколько лет подряд растет по всем показателям. Только в 2016 году украинцы выполнили заказов на 26 млн грн, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее. На столько же увеличилось количество заказов — до 160 000. Всего на «Кабанчике» зарегистрировано 320 000 украинских исполнителей. Больше всего работы в таких категориях: строительство, домашний мастер, курьерские услуги и фриланс. Сервис расширил свою географию и теперь работает в 71 городе Украины. Средний чек за одно задание составляет 720 грн, а самое дорогое стоило 50 000.
Прозрачные онлайн-закупки с инновации превращаются в привычный повседневный инструмент для участников рынка. Электронные закупки в системе ProZorro этого года стали обязательными для всех госзаказчиков и достигли значительных успехов. По тому же принципу прозрачности в 2016-м были созданы подобные ProZorro системы: для коммерческих закупок — Rialto, для продажи госимущества — ProZorro.Продажи. Благодаря системе ProZorro бизнес в этом году заработал 60 млрд грн, а бюджет получил 8 млрд грн. Zakupki.Prom.ua внесли весомый вклад в эти результаты, поскольку 33% госзаказчиков работают у нас и каждый третий тендер объявляется на Zakupki.Prom.ua. Кроме того, 2016-й стал годом, когда нам удалось запустить два новых проекта — участие в ProZorro.Продажи и Rialto. И в обоих этих системах за первый месяц работы мы установили рекорды, в частности, по количеству участников торгов и по максимальному росту цены лота, когда речь идет о ProZorro.Продажи, и максимальной экономии, когда мы говорим о коммерческих закупках в Rialto.
Николай Палиенко, генеральный директор группы компаний EVO: топ-5 трендов 2017 года
Доля онлайн-торговли будет расти. По экспертным оценкам, доля электронной торговли Украины сегодня составляет около 3% всего ритейла. В свою очередь, в большинстве развитых стран мира этот показатель достигает 10–15%. Поэтому потенциал для роста колоссальный.
Маркетплейсы (онлайн-маркеты) растут быстрее рынка. Темпы развития торговли в интернете ежегодно растут на 30–40%. При этом маркетплейсы группы компаний EVO растут ежегодно почти вдвое — по товарообороту и количеству заказов. Маркетплейсы растут в 19 раз быстрее, чем интернет-магазины. К примеру, по сравнению с 2014 годом, трафик магазинов в 2016-м вырос всего на 4%, в то время как маркетплейсы добавили 78%. Из этого следует, что новые покупатели все чаще делают выбор в пользу маркетплейсов. Доски объявлений, кстати, также растут достаточно уверенно — на 64% с 2014 года.
Пользователи становятся более «мобильными». Сегодня в Украине 37% посетителей «заходят» на Prom.ua с мобильных телефонов, а 25% уже привычно покупают с помощью мобильного. Это притом что в развитых странах мобильный трафик уже обгоняет десктопный. По прогнозам Zenith Media, доля глобального мобильного интернет-трафика в 2017 году составит 75%.
Маркетплейсы заполняют целые отрасли в Украине и мире. Отель в любом уголке мира можно забронировать на одном сайте (Booking.com, AirBnB). Купить любые товары можно на одном сайте (Amazon, E-bay, Prom). Заказать такси можно в одном приложении (Uber). Все государственные закупки Украины — ProZorro, коммерческие — Rialto. Тенденция усилится.
Наибольшие потребности рынка e-commerce Украины — надежные системы платежей и дешевая доставка. Украина пока не достигла должного уровня конкуренции между поставщиками логистических услуг. Как правило, качественные услуги дорогие, а некачественные порождают недоверие. Нам нужно три-четыре сильных оператора, в конкуренции между которыми сформируется рынок перевозок с высоким уровнем обслуживания и приемлемыми ценами. Аналогичная ситуация с платежными системами.