Падение электроники и рост доставки еды: обзор рынка e-commerce за 2015 год

03.09.2015
3648

elfor.ua

После затяжного полутора годового падения украинский рынок электронной коммерции впервые может показать положительную динамику, пишет IGate. По данным Украинской ассоциации директ маркетинга, если за первые шесть месяцев 2015 года оборот e-commerce сократился на 30–40% в долларах, то во второй половине 2015 года можно ожидать некоторый рост

Позитивную динамику в УАДМ прогнозируют в связи с относительной стабилизацией экономической ситуации, вызванной замедлением инфляции и девальвации. «Драйверами также могут выступить частичный рост заработной платы, вызванный началом индексации оплаты труда, и некоторый рост социальных выплат во втором полугодии 2015 года», — объяснили в УАДМ.

Растущие и падающие сегменты 

При этом наиболее растущими сегментами e-commerce в 2015 году, по сравнению с 2014-м, стали сервисы доставки еды из супермаркетов, медицинские препараты и стройматериалы. На прошлогоднем уровне остались сегменты детских товаров, косметики и парфюмерии, товаров для дома, спорттоваров. Падение наблюдалось в бизнес-нишах электроники и бытовой техники, fashion, авиабилетов и билетов на мероприятия, автотоваров (особенно импортных шин), ювелирных изделий.

В то же время, подавляющее большинство крупнейших украинских интернет-магазинов очень неохотно делятся информацией. Они боятся излишнего внимания со стороны проверяющих органов, в частности, налоговой. Поэтому один из совладельцев известного интернет-магазина согласился общаться с IGate только на условиях анонимности. Он рассказал, что больше всего на рынке падают продажи фототехники — примерно на 30–40% в гривне по итогам первой половины 2015 года. Бытовая техника в гривне просела на 20%, ПК и ноутбуки на 10%.

ТОП-5 крупнейших сегментов украинского e-commerce

По наблюдениям Дениса Горового, директора по развитию Prom.ua, в первом полугодии 2015 года росли объемы тех категорий, которые не были представлены в интернете либо были представлены в очень незначительном количестве. «Например, очень хорошо растет В2В-сектор, который выражается в виде государственных и коммерческих закупок. Этому очень способствует проводящаяся реформа государственных закупок. Реформа выводит в интернет как многие госпредприятия, так и подстегивает участвовать в госторгах (годовой объем которых 250 млрд гривен) малый и средний бизнес», — говорит Денис Горовой. 

Он также отмечает, что в связи с изменениями в экономической ситуации растет сектор С2С. Там определяющим фактором является низкая цена в товарах и услугах. В УАДМ также ожидает рост продаж малых B2С, а также С2С продавцов через классифайды и социальные сети. В первую очередь это касается б/у товаров.

Конкуренция и тенденции

Несмотря на некоторую стабилизацию рынка и ожидания позитивной динамики, в УАДМ прогнозируют к концу 2015 года закрытие многих средних интернет-магазинов. Это коснется тех, кто в 2014 году существовал «на грани».

Там также не ожидают выхода иностранных игроков на украинский рынок в 2015 году. Похожего мнения придерживается и Денис Горовой. Он сомневается, что в текущих условиях кто-то пойдет на риск и инвестирует средства, чтобы, например, войти в ТОП-5 игроков e-commerce. «Для этого нужны либо большие ресурсы, либо должен прийти очень хорошо подготовленный игрок», — объясняет представитель Prom.ua.

Динамика посещаемости ТОП-50 игроков e-commerce 

В то же время, в краткосрочной перспективе можно ожидать усиление конкуренции в рамках самых больших сегментов e-commerce — fashion, электроника и бытовая техника. Причина заключается в активном внедрении большими розничными сетями стратегии продаж через оба канала одновременно — офлайн + онлайн.

Большие интернет-магазины активно будут внедрять и развивать мобильную версию своих сайтов. В УАДМ это объясняют ожиданием роста доли мобильного трафика в среднесрочной перспективе в связи с внедрением 3G. Большие интернет-магазины постепенно будут трансформироваться в маркетплейсы, где будут представлены все категории товаров.

В ближайшей перспективе потребительский спрос в онлайне продолжит миграцию в более дешёвые категории товаров, по сравнении с предпочитаемыми в 2014 году. В области интернет-рекламы e-commerce бизнес будет снижать доли прямых продаж рекламы и увеличивать доли продаж рекламных сетей. Эксперты ожидают увеличение доли тизерной и нативной рекламы по сравнению с классической баннерной.

Риски

Между тем, внутренняя государственная политика и законодательное регулирование остается одним из основных рисков в e-commerce. Правительство создает некоторые факторы, которые вносят волнение в среде малого и среднего бизнеса. В качестве примера представитель Prom.ua приводит закон об изменениях в Налоговом Кодексе, который затронул правила оформления покупок для интернет-магазинов, частных предпринимателей и платежных систем. Их обязали использовать регистраторы расчетных операций.

Несмотря на то, что конкретно это нововведение пока не принесло масштабных негативных последствий, бизнес остается настороже. Дмитрий Покотило, управляющий партнер F.ua, отмечает, что строить планы и прогнозы в нашей стране нереально. «Постоянно меняется законодательство и планы по его изменению. Ситуация может поменяться буквально в минуты и это не зависит от факторов обычной экономики», — считает Дмитрий Покотило.

Прогноз 

Прогнозируя ситуацию на рынке во второй половине 2015 года, Денис Горовой, говорит, что традиционно осенью и зимой активизируется бизнес-среда и покупательская активность. «И если не будет никаких существенных катаклизмов как в мировой, так и в украинской экономике, во втором полугодии мы ожидаем рост электронной коммерции в 20–30% по сравнению с первым полугодием. Продолжится тренд на развитие нишевых товарных категорий и еще больший переход сектора В2В в интернет-торговлю», — говорит представитель Prom.ua.

Источник: igate.com.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.