Маркетологи Prom.ua выделили 10 основных трендов рынка электронной коммерции Украины

06.08.2015
3127

mmr.ua

 

Специально для MMR маркетологи торговой площадки Prom.ua выделили 10 основных трендов рынка электронной коммерции Украины. Одни вполне очевидны, другие станут для вас полной неожиданностью. Несмотря на экономический кризис, e-commerce остается перспективной и привлекательной отраслью для инвесторов, показывая рост в 25% ежегодно. По оценке УАДМ, общий объем рынка электронной коммерции по итогам 2014 г. составил $1,6 млрд

Тренд №1. Рост e-commerce

Глобальный тренд последних лет — массовый переход покупателя из офлайна в онлайн. Даже сейчас, в разгар кризиса, рынок электронной коммерции показывает рост на 25–30% ежегодно.  По прогнозам аналитиков, тенденция сохранится ближайшие несколько лет. 

Тренд №2. Big Data

Направление Big Data («Большие Данные»: от нескольких терабайт до сотен терабайт) начало развиваться в ответ на потребность собирать, хранить и анализировать постоянно увеличивающиеся массивы данных о пользователях. 

Big Data в украинском e-commerce используется для анализа данных пользователей онлайн-ресурса, улучшения клиентского сервиса, оптимизации поиска, таргетированной рекламы, сегментации пользователей, определения жизненного цикла клиента и разработки маркетинговых программ. Правда, позволить себе такие дорогостоящие решения могут только крупные игроки рынка. Среди сдерживающих факторов можно, наряду со стоимостью, также назвать вопрос безопасности данных и нехватки специалистов на рынке. 

Тренд №3. Персонализация

«Персонализация» в электронной коммерции — это адаптация интернет-магазина, товарных предложений, цен и другого контента под конкретного пользователя, который в данный момент зашел на сайт. Например, вы приобрели женское платье — интернет-магазин пришлет вдогонку рассылку с подборкой женских платьев. Вы купили ноутбук онлайн — вам тут же предложит купить аксессуары к нему (сумку для ноутбука, мышь и так далее). Вы собирались что-то приобрести, но отвлеклись и забыли — получите письмо-напоминание «Вы забыли завершить покупку» с перечнем товаров, которые вы положили в корзину.

По нашим оценкам, персонализация позволяет на 20% увеличить процент конверсии в покупку, увеличить размер заказа и повысить лояльность покупателей. 

Тренд №4. E-mail-маркетинг

Сегодня email-маркетинг — это, наверное, самый выгодный инструмент для увеличения продаж интернет-магазина.

По некоторым оценкам, в категории «Одежда» — рассылки могут приносить до 50% покупок. Одна e-mail рассылка может увеличить количество заказов в интернет-магазине в 2–3 раза.

Мировая статистика: в 2014 году e-mail маркетинг генерировал 26,7% продаж через мобильные телефоны в сравнении с 20,9% на ПК и 23,1% на планшетах.

К сожалению, многие предприниматели, да и маркетологи, до сих пор воспринимают е-mail-маркетинг лишь как канал рекламы, а не инструмент коммуникации с посетителем, что негативно сказывается на их опыте использования этого инструмента. 

Тренд №5. Увеличение доли мобильных транзакций

По оценкам Prom.ua с начала года количество покупок с мобильных устройств увеличилось в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня каждый пятый онлайн-покупатель использует мобильный для выбора и заказа товара, а в течении 2-х лет, каждый второй будет совершать покупки с мобильных. 

 

Это не только украинский, но и мировой тренд — глобальный рост объема транзакций с мобильных устройств составляет 42% в год.

На сколько украинские интернет-магазины готовы к этому? По оценке аналитиков Prom.ua, в начале 2015 года только около 2% интернет-магазинов в Украине были адаптированы для посещений и покупок с мобильных и оснащены мобильным приложением для управления. 

Тренд №6. Заказ услуг в интернете

Кризис подтолкнул украинцев, с одной стороны, к поиску дополнительных источников дохода, с другой — к экономии денег и оптимизации своего времени. В ответ на это в e-commerce начала развиваться ниша онлайн-заказа услуг. На этой волне свою уникальную нишу занял онлайн-сервис поиска исполнителей услуг «Метнись кабанчиком», который помогает заказчикам и исполнителям быстро найти друг друга.

Ежемесячно только посредством этого сервиса украинцы выполняют более 3 тысяч разовых поручений друг для друга в обход специализированных фирм. Большинство заказов выполнятся в категориях «Доставка», «Клиннинг», «Домашний мастер». Также пользуются спросом частные услуги дизайнеров, программистов, копирайтеров. Только на этой площадке с начала года количество заказчиков выросло на 25%, количество заказов в месяц — на 50%, а средний чек одного заказа — на 20–25%. 

Тренд №7. Электронные госзакупки

Новый рынок электронных услуг для государственных структур зародился в Украине буквально год назад. Сегодня его объем порядка 250 млрд. гривен в год. Однако, мало кто знает, что именно сейчас, впервые в истории Украины, благодаря начавшейся реформе гос.закупок, тысячи украинских малых и средних предприятий, получили возможность принять участие в тендерах по гос.закупкам. Ранее они даже не рассматривали возможность принимать участие в госторгах из-за зарегулированности и коррумпированности системы.

Сегодня уже действует пилотный проект — электронная система Prozorro, запущенная совместно государственными структурами, общественной организацией и частными компаниями. Основной принцип этой системы — «все видят все», т. е. общественный контроль, прозрачность участия и прохождения торгов в системе исключает какую-либо «коррупционную составляющую».

Все торги и другие процедуры «де-монополизируются» и проходят через частные торговые площадки, такие как etender.biz, DZ.prom.ua, smarttender. 

Тренд №8. Переход ритейла в онлайн

На этот тренд активно реагируют крупнейшие ритейл-сети, которые развивают свои сайты, выстраивая коммуникацию со своими покупателями в онлайн-канале.

Наиболее активны в онлайне сети по продаже техники и электроники: Эльдорадо, Comfy и Foxtrot, который получил полный контроль над Sokol.ua. В категории «Одежда, обувь и аксессуары» также много успешных и сильных игроков: Интертоп, Carlo Pazolini, Helen Marlen (posh.ua). Компании вкладываются в развитие собственных интернет-магазинов, а также охотно сотрудничают с другими площадками в поисках своей аудитории (например, товары сети Интертоп можно найти на Rozetka.ua).

Для всех категорий, которые пока что не готовы строить свои интернет-магазины существуют торговые площадки, такие как наша, которые могут стать хорошей отправной точкой для старта интернет-продаж.

Многие крупные сети (Metro Cash&Carry, Leroy Merlin) на сегодняшний день все еще используют свои сайты просто как каталог товаров, но будьте уверены — скоро они тоже начнут развивать свой полноценный e-commerce канал продаж. 

Тренд №9. Онлайн-покупки товаров недельного потребления

Покупками техники и одежды онлайн уже никого не удивить. А посещала ли вас мысль о приобретении хлеба, пучка петрушки или средств гигиены в интернет-магазине? А между тем это, хоть и зарождающейся, но уже тренд.

В этой нише работают Zakaz.ua,  Gastronom.com.ua,  Royalmarket.com.ua,  Produktoff.com, Ambar.ua и т.п., которые предлагают весь ассортимент супермаркетов и магазинов «у дома».

Потенциал этого сегмента рынка очень высок, так как количество людей, которые не хотят тратить время и силы на дорогу и очереди, с каждым годом растет. 

Тренд №10. Омниканальность

Относительно новое направление, о котором сейчас модно говорить — это построение омни-канальных продаж. Компания должна обеспечить единую цену, достоверную и актуальную информацию о своих товарах во всех каналах продаж, предоставить покупателю возможность выбрать наиболее удобный для него способ коммуникации и обеспечить возможность завершить сделку, независимо от канала коммуникации.

Например, вы присмотрели телефон в интернете, прочли отзывы, зашли в магазине, проконсультировались с продавцом, взяли паузу на размышления, потом зашли на сайт той же компании, оформили заказ, получили его в удобное время и оплатили удобным для себя способом.

 Украинские игроки приводят примеры внедрения такой концепции, но рассматривают ее больше как до-продажу сопутствующих товаров («Эльдорадо», «Carlo Pazolini). 

Источник: mmr.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.