Как поменяются рабочие места в ритейле под давлением технологий. Выдержки из выступления Игоря Панивко, генерального директора Konica Minolta Украина

13.10.2021
4294
Игорь Панивко, генеральный директор Konica Minolta Украина
Партнер проекта

На фото: Игорь Панивко, генеральный директор Konica Minolta Украина, фото: Анастасия Рожинская

Konica Minolta — пример компании, которая сумела пройти цифровую трансформацию и приспособиться к рыночным условиям. Если в начале своего пути она работала в сфере фотоиндустрии, то сегодня является глобальным провайдером ИТ-решений в сфере электронного документооборота, управления корпоративным контентом и интеллектуальных видеорешений.

В рамках Omniforum2021 генеральный директор Konica Minolta Украина Игорь Панивко рассказал, как цифровая трансформация поменяет работу бэк-офиса в ритейле.

Приводим выдержки из доклада


Ритейл во всем мире проходит масштабную цифровую трансформацию. 

Четыре столпа цифровой трансформации — это облачные технологии, развитие мобильности и доступных средств связи, данные и аналитика. 

Эти тренды были озвучены пять лет назад мировыми ИТ-корпорациями и пока их прогнозы сбываются.

Наиболее заметные изменения происходят на стороне клиента, или фронт-офис. 

Цифровая трансформация фронт-офиса — это уже реальность. Уже почти все украинские ритейлеры имеют свои интернет-магазины, мобильные приложения, используют дополненную реальность. Это все позволяет понять поведение потребителя, собрать большой массив данных.

Но также цифровая трансформация затрагивает и бэк-офис: организацию рабочих мест и бизнес-процессов. 

Все технологии идут в облако

Ритейл будет в облаке, как бы он не сопротивлялся. В результате трансформации понятие традиционного ИТ перестанет существовать. Будут бизнес-приложения и сервисы, которые работают в облаке. Они работают по определенной архитектуре, которую настраивают так называемые DevOps — специалисты на стыке разработки и системного администрирования. Бизнес будет отказываться от физических решений, от “ящиков”. 

Его задача будет состоять в том, чтобы нанять нужных специалистов, правильно подключиться и получить облачный сервис. 

Мы находимся еще на том этапе, когда в компаниях инсталлируют приложения, есть люди которые занимаются безопасностью, борются с вирусами, но в принципе от этого можно избавиться. Исследования показывают, что переход в облако повышает уровень безопасности и киберустойчивости. Обеспечивать цифровую безопасность собственными силами сложно и дорого. Сотрудники отдела цифровой безопасности просто не успевают отслеживать и устанавливать все обновления. Подключаясь в облако, компания получает доступ и защиту на уровне лучших мировых практик.

Переход в облако позволяет быстро расширить круг бизнес-задач и масштабировать бизнес. Вам не нужно сразу много инвестировать в инфраструктуру.  Вы подключились, а если ресурсы вам уже не нужны — отключились. Многие сервисы не требуют поддержки 24/7. Соответственно не нужно закупать ресурсы: человеческие и технологические. Вы запустили приложение, решили задачу и можете отключиться. Одна из профессий будущего — системный аналитик по облачным решениям, который умеет считать облачные нагрузки, прогонять сценарии и правильно оценивать финансы. 

Как меняется рабочее место в ритейле

Мобильные приложения для заказа товаров уже есть у большинства ритейлеров. 

Мы прогнозируем, что в мобильные приложения сотрудников перейдут многие внутренние функции, которые сейчас еще работают в физическом мире.

У ритейла огромное количество поставщиков, сотрудников, контрагентов, цепочки логистики. Их работа перейдет в приложения, которые “отвяжут” их от физического мира. Если пару лет назад это звучало фантастически, то пандемия значительно ускорила этот процесс. Благодаря облачным технологиям и приложениям люди научились работать из любой точки мира. Это оказалось более эффективно, работу сотрудников можно отслеживать и анализировать в цифровом виде.

Система поставок изменится через эффективное управление контрактами

Уже сегодня Konica Minolta предоставляет клиентам услуги по аутсорсингу печати и связывает бумажные и цифровые документы. Все документы, которые заходят в компанию, должны быть оцифрованы, храниться в архиве. 

Если ритейлер работает с тысячами поставщиков, то жизненно необходимо превратить бумажный хаос с документами в эффективный процесс управления контрактами. Это ключевое событие для фундаментальных изменений бэк-офиса. Имея в электронном виде документы, которые стекаются в бэк-офис из магазинов, складов, от поставщиков, можно полностью поменять концепцию бизнеса и прийти к идеальной модели без бумажных документов.

В будущем у ритейла не будет собственных складов, либо они будут роботизированные. Управление цепочкой поставок будет без склада. Например, Amazon не печатает книги заблаговременно и не хранит их на складе, они производятся в типографии только после того как вы сделали заказ. Такой сценарий будет работать и для других товаров. 

Роботизация складов позволит избавить людей от тяжелого физического труда. Для работы склада нужно будет меньше людей, но они будут высокооплачиваемыми и высококвалифицированными. Их эффективность будет выше, потому что в бизнесе будет меньше ошибок из-за человеческого фактора. 

Линейные сотрудники должны превратиться в амбассадоров бренда. Что такое сервис прошлого? Это кассиры, которых ничего не интересует, это мерчендайзеры стоящие возле полок. Что такое современный сервис? Это магазины Apple Store, где нет кассиров, а есть консультанты, которые занимаются исключительно поддержкой и помощью клиентов. Люди не должны заниматься механической рутинной работой, которую могут выполнять компьютеры или другие устройства. Делать заказы и оплачивать товары можно через тач-скрин-устройства или мобильное приложение, а люди будут нужны для решения других задач.

Видеоаналитика будет использоваться повсеместно

Konica Minolta, понимая, что происходит в физическом ритейле, инвестировала в немецкую компанию, производителя интеллектуальных видеорешений, Mobotix. Камеры в магазине позволяют собирать данные и на их основании подсчитать посетителей, построить тепловую карту, создать поведенческую аналитику. Важно иметь не просто снятую картинку, а данные, привязанные к бизнес-процессам. 

В магазине без кассиров Amazon Go установлено много камер. Одна из целей открытия этого проекта —  собрать данные, чтобы построить аналитику и создать наиболее эффективный алгоритм для достижения целей бизнеса. Все алгоритмы работают только, если они основаны на больших данных. Когда мы научимся анализировать данные с видеозахвата, произойдет революция. Это значит, что нам нужно будет меньше людей для контроля, многие процессы будут автоматизированы. Уже сегодня можно начать с простых идей, например автоматизация определения номеров фур, выезжающих из распределительного центра, на основании чего автоматически готовить документы. С помощью видеоаналитики можно избежать скопления фур, управлять очередями.

Цифровая культура

Сегодня каждая компания — это IT-компания. Это означает, что и специалисты ей нужны другие. Рабочие места будущего будут связаны с цифровым маркетингом, машинным обучением, data science, управлением роботами. Возможно, уже сегодня нужно начинать искать людей, которые будут работать в ваших будущих цифровых компаниях.

Важно начинать с простых базовых шагов и строить не цифровую компанию, а цифровую культуру. Сама по себе трансформация не случится, для этого нужна воля собственников и топ-менеджеров. 

Применение вышеперечисленных подходов приведет к большей конкурентоспособности и эффективности бизнеса. Выживет тот, кто первым сумеет поменять мышление и освоить технологии.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.