Основатель Foodex 24 Владислав Савченко об автоматизации внутри бизнеса: внедрение SCE позволило уменьшить складские расходы с 38% до 14,8%

11.10.2021
1125

Фото: Анастасия Рожинская

Foodex 24, который недавно был переименован в Goodex  — это фуд-тех стартап, ядром которого является ІT-инфраструктура. Основной идеей этого проекта является создание короткой цепочки поставок с использованием современных технологий в ней. Об автоматизации внутри бизнеса и системе управления цепочкой поставок, благодаря которой удалось уменьшить долю складских затрат в заказе с 38% до 14,8%, на конференции "OmniForum 2021: Технологии в ритейле", рассказал основатель Foodex 24 Владислав Савченко.


Сейчас Goodex имеет собственный склад, доставляет заказ за 90 мин, а цепочка поставок короче, чем в онлайн-ритейле: от поставщика продукция попадает на склад Goodex, затем идет сбор, дальше — автомобиль курьера и конечный потребитель.

Система SCM (система управления цепочкой поставок) позволяет лучше удовлетворить спрос на продукцию организации и уменьшить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки товаров к распространению среди потребителей. В SCM входит две подсистемы: SCP (supply chain planning) и SCE (supply chain execution).

SCP (supply chain planning)

Основной функцией SCP является:

  • планирования и прогнозирования цепочек поставки,
  • планирование операций и продаж,
  • оптимизация цепочек поставки
  • планирование и оптимизация использования оборудования
  • планирования и использования сырья и материалов,
  • анализ поставок.

Важно работать с ассортиментом и его доступностью. В Goodex система учета направляет около 20% заказа поставщикам. Таким образом, удается понимать, в какое время заказ приезжает, когда он загружается на сайт, когда появляется доступность и когда клиент может его заказывать.

SCE (supply chain execution)

У каждого бизнеса есть человеческий ресурс, поэтому важно планировать, сколько необходимо персонала для выполнения работы и его маршруты. То есть, если люди совершают много физической работы, это сказывается на их состоянии, как правило, не все выдерживают нагрузку, и как результат — текучесть кадров. В свою очередь, бизнес будет тратить средства на привлечение и интеграцию новых сотрудников.

Компания сосредоточила свои усилия на SCE системе, в которую входят:

  • Система управления складом (WMS),
  • Система для управления перевозками (TMS),
  • Система для управления заказами (ОMS).

Компания написала WMS систему, которая знает о товаре все: его размер, вес, где он находится, его сроки хранения. К базовым функциям WMS принадлежит прием товаров, сортировка, мониторинг остатков, управление запасами, порядок распределения товаров и их сбор, упаковка, транспортировка, управление трудовыми ресурсами, автоматизация подъемно-транспортного оборудования и др.

Это помогает оптимизировать проверку состава: автоматически поступает предложение, куда лучше разместить товар, а также информация о том, где он лежит и есть ли в наличии.

Что сделала компания?

  • Ввели адресацию на складе, разделив состав на зоны по категориям для облегчения поиска товара и каждому присвоили свой код.
  • В систему (в нашем случае Oracle) ввели реальную физическую модель состава с учетом его истинных размеров и характеристик в 2D режиме.
  • Для оптимизации маркировки ячеек применили штрихкодирование, это избавило от необходимости маркировать ячейки и товары вручную.
  • WMS помогает повлиять на скорость, юнит-экономику каждого человека. За счет прогнозирования количества заказов, удается понимать количество людей, необходимое для выполнения определенного количества заказов. Благодаря этому компания смогла уменьшить затраты и оптимизировать ресурсы.

Эта система интегрирована с другими системами, в будущем планируется интегрировать все с умными полками, которые будут считывать и передавать информацию о том, что товар заканчивается или его просто нет.

Система для управления перевозками (TMS)

Система управления транспортной логистикой — это актуальное программное обеспечение для управления перевозками, которое позволило:

  • Выбрать оптимальный уровень доставки основываясь на стоимости, эффективности и расстояния, включая оптимизацию маршрутов для пула заказов, а также дает возможность видеть все этапы цепочки поставок.
  • Отслеживать местоположение заказа и видеть расчетное время доставки заказа клиенту.
  • Измерять и отслеживать производительность с помощью отчетов, панелей мониторинга и аналитики транспорта.

Что это дало?

Снизилась доля расходов на логистику в заказ, что привело к росту прибыли,

  1. Удалось упростить цепочку поставок;
  2. Уменьшилось время на выставление счетов и документации;
  3. Освобождение времени: меньшее количество ручных операций приводит к уменьшению задержек и ускорению доставки;
  4. Возможность отслеживать груз как локально так и глобально на одной платформе;
  5. Улучшения в обслуживании клиентов и удовлетворенности клиентов благодаря обновлению в режиме реального времени и меньшим задержкам доставки;
  6. Возможность масштабирования бизнеса путем удовлетворения и превышения требований клиентов для быстрой и своевременной доставки.

Система для управления заказами (ОMS)

В компании Goodex система OMS служит для:

  • отслеживания заказов от клиентов;
  • контроля уровня запасов;
  • упаковки и отгрузки заказов;
  • синхронизации заказов по различным каналам, например, если клиент заказывает на сайте, а забирает в отделении "Новой почты".

Что помогает сделать система?

1. Система позволяет собирать все данные по заказам каждого клиента (будучи связанной с системой СРМ Битрикс), что дает возможность организации персонализированных рассылок в полуавтоматическом режиме (с перспективой полной автоматизации).

2. Моментально менять остатки товара, доступные к отгрузке на сайте онлайн-магазина;

3. При достижении минимальных пороговых значений, осуществляет автозаказ продукции с учетом периодичности поставок каждого из поставщиков (но категорийный менеджер может проводить ручную корректировку, если пороговые значения достигнуты в период акционных активностей, то есть, система находится не в штатном режиме);

4. Информирует работников склада и логистов (будучи, интегрированной с системами WMS и TMS) о заказе и его содержании, позволяет быстро осуществить комплектацию заказа и распределить его по заказному времени и зоне доставки.

При такой схеме работы уменьшается бумажный документооборот с письмами-заказами и уменьшается влияние человеческого фактора в процессе обработки заказа.

Внедрение SCE на Foodex24 позволило уменьшить долю складских расходов на выполнение заказа с 38% до 14,8%

Записала Виктория Лаврентий

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.