Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Основатель Foodex 24 Владислав Савченко об автоматизации внутри бизнеса: внедрение SCE позволило уменьшить складские расходы с 38% до 14,8%
Фото: Анастасия Рожинская
Foodex 24, который недавно был переименован в Goodex — это фуд-тех стартап, ядром которого является ІT-инфраструктура. Основной идеей этого проекта является создание короткой цепочки поставок с использованием современных технологий в ней. Об автоматизации внутри бизнеса и системе управления цепочкой поставок, благодаря которой удалось уменьшить долю складских затрат в заказе с 38% до 14,8%, на конференции "OmniForum 2021: Технологии в ритейле", рассказал основатель Foodex 24 Владислав Савченко.
Сейчас Goodex имеет собственный склад, доставляет заказ за 90 мин, а цепочка поставок короче, чем в онлайн-ритейле: от поставщика продукция попадает на склад Goodex, затем идет сбор, дальше — автомобиль курьера и конечный потребитель.
Система SCM (система управления цепочкой поставок) позволяет лучше удовлетворить спрос на продукцию организации и уменьшить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки товаров к распространению среди потребителей. В SCM входит две подсистемы: SCP (supply chain planning) и SCE (supply chain execution).
SCP (supply chain planning)
Основной функцией SCP является:
- планирования и прогнозирования цепочек поставки,
- планирование операций и продаж,
- оптимизация цепочек поставки
- планирование и оптимизация использования оборудования
- планирования и использования сырья и материалов,
- анализ поставок.
Важно работать с ассортиментом и его доступностью. В Goodex система учета направляет около 20% заказа поставщикам. Таким образом, удается понимать, в какое время заказ приезжает, когда он загружается на сайт, когда появляется доступность и когда клиент может его заказывать.
SCE (supply chain execution)
У каждого бизнеса есть человеческий ресурс, поэтому важно планировать, сколько необходимо персонала для выполнения работы и его маршруты. То есть, если люди совершают много физической работы, это сказывается на их состоянии, как правило, не все выдерживают нагрузку, и как результат — текучесть кадров. В свою очередь, бизнес будет тратить средства на привлечение и интеграцию новых сотрудников.
Компания сосредоточила свои усилия на SCE системе, в которую входят:
- Система управления складом (WMS),
- Система для управления перевозками (TMS),
- Система для управления заказами (ОMS).
Компания написала WMS систему, которая знает о товаре все: его размер, вес, где он находится, его сроки хранения. К базовым функциям WMS принадлежит прием товаров, сортировка, мониторинг остатков, управление запасами, порядок распределения товаров и их сбор, упаковка, транспортировка, управление трудовыми ресурсами, автоматизация подъемно-транспортного оборудования и др.
Это помогает оптимизировать проверку состава: автоматически поступает предложение, куда лучше разместить товар, а также информация о том, где он лежит и есть ли в наличии.
Что сделала компания?
- Ввели адресацию на складе, разделив состав на зоны по категориям для облегчения поиска товара и каждому присвоили свой код.
- В систему (в нашем случае Oracle) ввели реальную физическую модель состава с учетом его истинных размеров и характеристик в 2D режиме.
- Для оптимизации маркировки ячеек применили штрихкодирование, это избавило от необходимости маркировать ячейки и товары вручную.
- WMS помогает повлиять на скорость, юнит-экономику каждого человека. За счет прогнозирования количества заказов, удается понимать количество людей, необходимое для выполнения определенного количества заказов. Благодаря этому компания смогла уменьшить затраты и оптимизировать ресурсы.
Эта система интегрирована с другими системами, в будущем планируется интегрировать все с умными полками, которые будут считывать и передавать информацию о том, что товар заканчивается или его просто нет.
Система для управления перевозками (TMS)
Система управления транспортной логистикой — это актуальное программное обеспечение для управления перевозками, которое позволило:
- Выбрать оптимальный уровень доставки основываясь на стоимости, эффективности и расстояния, включая оптимизацию маршрутов для пула заказов, а также дает возможность видеть все этапы цепочки поставок.
- Отслеживать местоположение заказа и видеть расчетное время доставки заказа клиенту.
- Измерять и отслеживать производительность с помощью отчетов, панелей мониторинга и аналитики транспорта.
Что это дало?
Снизилась доля расходов на логистику в заказ, что привело к росту прибыли,
- Удалось упростить цепочку поставок;
- Уменьшилось время на выставление счетов и документации;
- Освобождение времени: меньшее количество ручных операций приводит к уменьшению задержек и ускорению доставки;
- Возможность отслеживать груз как локально так и глобально на одной платформе;
- Улучшения в обслуживании клиентов и удовлетворенности клиентов благодаря обновлению в режиме реального времени и меньшим задержкам доставки;
- Возможность масштабирования бизнеса путем удовлетворения и превышения требований клиентов для быстрой и своевременной доставки.
Система для управления заказами (ОMS)
В компании Goodex система OMS служит для:
- отслеживания заказов от клиентов;
- контроля уровня запасов;
- упаковки и отгрузки заказов;
- синхронизации заказов по различным каналам, например, если клиент заказывает на сайте, а забирает в отделении "Новой почты".
Что помогает сделать система?
1. Система позволяет собирать все данные по заказам каждого клиента (будучи связанной с системой СРМ Битрикс), что дает возможность организации персонализированных рассылок в полуавтоматическом режиме (с перспективой полной автоматизации).
2. Моментально менять остатки товара, доступные к отгрузке на сайте онлайн-магазина;
3. При достижении минимальных пороговых значений, осуществляет автозаказ продукции с учетом периодичности поставок каждого из поставщиков (но категорийный менеджер может проводить ручную корректировку, если пороговые значения достигнуты в период акционных активностей, то есть, система находится не в штатном режиме);
4. Информирует работников склада и логистов (будучи, интегрированной с системами WMS и TMS) о заказе и его содержании, позволяет быстро осуществить комплектацию заказа и распределить его по заказному времени и зоне доставки.
При такой схеме работы уменьшается бумажный документооборот с письмами-заказами и уменьшается влияние человеческого фактора в процессе обработки заказа.
Внедрение SCE на Foodex24 позволило уменьшить долю складских расходов на выполнение заказа с 38% до 14,8%
Записала Виктория Лаврентий