Мобильная доставка посылок: конкуренция на рынке почтоматов резко усилилась

14.12.2018
4642

Фото: selfservice4u

На рынке почтоматов усилилась конкуренция. В этот сегмент за последние полтора года вышли логистические операторы –  "Новая почта", Meest Express, а о планах развития заявили "ИнТайм", Just In и маркетплейс "Розетка". Участники рынка поясняют свой интерес к почтоматам развитием рынка e-commerce, который ежегодно растет на 25-30%. Для успешной работы сети почтоматов понадобится хорошо отлаженная работа по доставке, возврату товара и прочее, говорят ритейлеры.


Рынок почтоматов в Украине находится в самом начале развития. Первые автоматизированные терминалы для выдачи заказов появились в стране в 2012 году. Их открыл зарубежный оператор PickPoint. Впоследствии еще несколько операторов предприняли попытку по выходу в этот сегмент. Польский оператор InPost вышел в Украину в 2013 году и за три года установил 40 почтоматов в Киеве потратив на это 5 млн грн. Украинская компания Meest Express и Pay & Go запустили в 2015 году Poshta.ua. Была попытка Еurobox развивать сеть почтоматов. В 2016 году ПриватБанк заявил о масштабном запуске почтоматов в своих отделениях, впоследствии их количество достигло более 1400.

"В самом начале потребители с опаской относились к такому виду доставки товара. Приходилось много времени вкладывать в обучение, отмечать при общении с клиентом, что есть такая услуга и он может ею воспользоваться", – говорит менеджер одного из интернет-магазинов электроники. В пресс-службе Lamoda отмечают, что постепенно услуга начала пользоваться популярностью. "Для потребителя был очень удобен формат 24/7. Было время, когда доля доставок через почтоматы составляла 12%, и рост был стремительным", – отмечают в Lamoda.

Впоследствии все компании по разным причинам ушли с рынка. Весной 2017 года InPost закрыл почтоматы, заявив, что не видит в Украине перспективы для роста без значительных вложений в увеличение числа почтоматов. Примерно в то же время ухудшилась работа почтоматов ПриватБанка. "Приват внедрил правило, в соответствии с которым, только клиент ПриватБанка имел возможность заказать и забрать посылку с почтомата. А если он таким не являлся, то нужно было им стать. Это, конечно, не понравилось клиентам, и количество пользователей почтоматов очень сильно упало", – рассказывают в Lamoda. По словам топ-менеджера одного из логистических операторов, ПриватБанк не уделял внимание работе с почтоматами. "Сотрудники неохотно поясняли, как клиенту забрать товар, если у него возникали трудности. И в целом не поясняли, как с ним работать. Конечно, это влияло на выбор клиента в будущем", – говорит собеседник Retailers. В "Новой почте" ранее заявляли, что доступ к почтоматам в отделениях банка был ограничен из-за режима работы (преимущественно до 18:00 и с обеденным перерывом). Летом этого года Meest Express выкупил около 1400 почтоматов, которые ранее принадлежали "ПриватБанку".

Новый виток развития почтоматов наступил в этом году. "Новая почта" в начале года презентовала на выставке свои почтоматы, которые начала внедрять в 2017 году. В течение этого года "Новая почта" подписала соглашение с двумя подразделениям французской группы Auchan в Украине – "Ашан" и Leroy Merlin – о размещении в их магазинах своих отделений и почтоматов. Сейчас у "Новой почты" 195 автоматизированных терминала для выдачи заказов. Начали тестировать почтоматы логистический оператор "ИнТайм" (на старте планирует запустить 100 автоматизированных отделений) и маркетплейс "Розетка". В следующем году почтоматы запустит оператор Just in, они будут располагаться в отделениях, которые работают в магазинах "Сильпо" и "Фора".

Почтомат – это оборудование, которое позволяет максимально быстро получить посылку без участия оператора. Он не требует большой площади для установки и может работать 24/7, если он находится не в помещении. Большая часть почтоматов, работающих в Украине, расположены внутри помещений. "Мы видим, что количество посылок, которые выдаются через почтоматы, постоянно растет – в сравнении с ноябрем 2017 года – в 2,5 раза. Потенциал развития этого сегмента огромный", – отмечают в пресс-службе "Новой почты".  В пресс-службе Just in отмечают, что перспектива развития рынка – это почтомат в каждом торговом и бизнес-центре, жилом комплексе, а то и подъезде. "Причем речь идет не только о посылках, а о еде, вендинговых услугах и еще ряде сопутствующих сервисов", – добавляют в компании.

Развитие рынка почтоматов тормозит их стоимость, говорят эксперты. Ранее СIO компании Omnic Артур Григорян, сумма инвестиций в полностью автоматизированное отделение, которое сможет выдавать от 1000 посылок и больше, составляет $120 000. Помимо этого есть и другие факторы. "Как и в любом другом виде доставки, понятие "вовремя" и удобство оплаты никто не отменял. Поэтому управление почтоматом и работа транспортной компании играют огромную роль: важно вовремя доставлять посылку в почтомат, а также и забирать с почтоматов посылки, не выкупленные клиентами, чтобы система оплаты была удобной для клиента, работала система поддержки и прочее", – отмечают в Lamoda.

Автор: Вероника Гаврилюк

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.