Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как работает фулфилмент и каким компаниям он нужен. Рассказывает совладелец компании УВК Александр Питенко
Развитие рынка электронной коммерции требует качественной быстрой складской обработки и доставки более мелких заказов клиентам.
Комплекс таких операций называется фулфилментом. Как это работает, каким компаниям нужен аутсорсинг, рассказал совладелец и генеральный директор компании УВК Александр Питенко.
Что такое фулфилмент? В переводе с английского слово fulfillment означает выполнение. В коммерческий оборот его ввел Amazon. Начав с онлайн магазина по продаже книг, Amazon превратился в громадный маркет-плейс, который внедрил целый ряд революционных технологий, в том числе – в логистике.
Ядром фулфилмента всегда являются складские операции. Если из перечня услуг, отданных во внешнее управление, исключить склад, это будет аутсорсинг доставки, а не фулфилмент.
Есть два варианта услуг фулфилмента – для модели В2С и для модели В2В. Клиентами интернет-магазина могут быть конечные потребители – физические лица, тогда это модель B2C. Если заказы в интернет-магазине размещает малый бизнес, например, стоматологические клиники, небольшие бутики, магазины канцтоваров, то работает модель B2B. Основные отличия заключаются в дополнительных услугах при доставке покупателю, так называемой последней миле. В В2С формате – это, как правило, наложенный платеж, доставка заказа на дом или в отделение курьерской службы, и более частые возвраты.
В рамках модели В2С доставку на последней миле компания УВК передает курьерским компаниям. Заказчикам сегмента В2В, таким, как торговые точки или предприятия, доставку в рамках фулфилмента УВК выполняет самостоятельно.
Когда онлайн-магазин полностью интегрируется с автоматизированными системами УВК, информация о заказах автоматически поступает в систему управления складом, где хранятся товарные запасы клиентов. Далее запускается логистический процесс аналогичный Amazon – с комплектацией, упаковкой, маркировкой и отправкой получателям. Клиенты могут полностью сконцентрироваться на маркетинге и развитии продажах с "витрины" своих интернет-магазинов, не беспокоясь о том, как проданные товары доходят до покупателей.
Складские услуги УВК
Ответственное хранение. При этом варианте на складе постоянно есть буферный запас, который поддерживается и пополняется по установленному клиентом алгоритму и он никак напрямую не связан с каждым отдельным заказом покупателя. Темпы продаж влияют на скорость пополнения, но, например, если заказы отгружаются штуками или ящиками, то пополнение происходит ящиками или паллетами. Это – классика для интернет-магазина.
Одновременная работа в режиме интернет-магазина, маркетплейса. Распространенной бизнес-моделью в интернет-торговле является дропшиппинг. В этому случае на склад приходят уже скомплектованные и индивидуально промаркированные поставщиком товары по заказам отдельных покупателей и они сразу отгружаются получателям. В 3PL-формате – это режим кросс-дока.
Pick-by-line или Pick to Zero. Этот формат работы больше подходит для формата В2В – когда на склад приходит общий объем товаров (например, паллетами – моно, микс), сформированный по всем заказам покупателей. На складе он распределяется по партиям – индивидуальным заказам, упаковывается, маркируется и доставляется адресатам без остатка на складе. Причем партиями могут называться и штуки, и блоки, и ящики.
Каким бы из вышеперечисленных вариантов не воспользовался клиент, везде присутствует складская обработка как существенная часть фулфилмента.
Интеграция ИТ-системы как важная часть фулфилмента
Без ИТ-интеграции работа фулфилмента невозможна. Мы предлагаем три основных варианта интеграции нашей ИТ-системы с клиентами. Их выбор зависит от модели, масштабов бизнеса заказчика и задач, которые он перед нами ставит.
-
Полная интеграция системы автоматизированного управления процессами предполагает прямую связь между базами данных клиентов и нашей компании, как логистического провайдера, используя для этого защищенные каналы передачи данных. Уверен, что это самый правильный вариант для крупного бизнеса.
-
REST-API – наиболее распространенный и популярный способ интеграции для e-commerce. Это, в принципе, то же самое, что и предыдущий вариант, с той разницей, что обмен данными осуществляется через веб-сервисы.
-
Удаленное рабочее место на веб-платформе УВК. Для компаний с небольшим товарооборотом УВК предлагает самое простое решение. Такие клиенты получают удаленное рабочее место на нашей веб-платформе. Персональный логин и пароль позволяют войти на корпоративную площадку и обмениваться всеми необходимыми данными. Для малого бизнеса это очень удобно. Правда, эта модель не позволяет обрабатывать большое количество транзакций.
В тех случаях, когда предлагаемые модели интеграции по каким-либо причинам наш клиент не может использовать, – мы готовы реализовать нестандартные решения для достижения результата.
Кому нужен аутсорсинг фулфилмент?
Крупные торговые компании, имеющие склады и физические магазины, открывая интернет-площадки, часто берут на себя функции фулфилмента. Через интернет они собирают заказы, комплектуют их на своих складах и либо доставляют сами (или посредством курьерских служб), либо выдают через свои же магазины, что сейчас активно развивается.
Но если торговцы не готовы (не хотят или не могут) закрывать логистические вопросы самостоятельно, и не намерены нести высокие затраты на непрофильные активности, тогда им нужно рассматривать аутсорсинг фулфилмента. Причем преимущественно у 3PL-операторов, у которых есть достаточный опыт, необходимые производственные мощности, квалифицированный персонал и современные технологии.
К сожалению, в последние несколько лет о фулфилменте, как комплексном решении на аутсорсинге, больше разговоров, чем реальных кейсов. Увы, многие компании, имеющие в своем распоряжении склады, с легкостью заявляют, что готовы предоставлять услуги фулфилмента. И вовсе не обязательно, что они на самом деле умеют это делать и обладают необходимыми навыками, технологиями и ресурсами. О фулфилменте говорят потому, что сейчас в тренде.
Мы разделяем клиентов на несколько уровней в зависимости от масштабов их бизнеса. Прежде всего, принимаем во внимание товарооборот, величину ассортимента и среднего заказа. Из практики также знаем, с какими проблемами сталкиваются компании разных уровней.
Для очень маленьких клиентов услуги фулфилмента сейчас дороги – им реально дешевле осуществлять складские операции дома или в гараже. И это нормально, особенно на старте. Очень крупные компании сами способны обеспечить такой объем, при котором можно привлечь все необходимые ресурсы и использовать их с наибольшей эффективностью. Более того, если кто-то из крупных интернет-ритейлеров обратится к нам с просьбой взять все логистические процессы во внешнее управление, не уверен, что мы сразу согласимся. Для этого необходимо значительно и очень быстро расширить бизнес, а резко вырасти в несколько раз в этом направлении хоть и заманчиво, но и очень рискованно. Тем более, что на украинском рынке есть серьезные ограничения по свободным складским площадям, их качеству и пр.
По нашим наблюдениям, фулфилмент сегодня оптимален для компаний среднего уровня, оперирующих ассортиментом от нескольких сотен до нескольких тысяч SKU. С сотнями, но еще не тысячами заказов в день. Поэтому мы ориентируемся на сегмент средний и средний плюс с точки зрения количества номенклатурных позиций, величины среднего заказа и количества транзакций в единицу времени.
Таким компаниям УВК, действительно, может предложить фулфилмент высокого уровня качества и по тарифам, которые позволят сократить затраты. И здесь подход всегда индивидуальный. Мы понимаем, что постоянными клиентами компании становятся только тогда, когда получают реальную выгоду при стабильно высоком качестве. Также важно показать при сравнительном анализе, где предприятие несет затраты, которые не учитывает. Поэтому мы практикуем такую услугу, как бесплатный логистический консалтинг, который помогает понять, хорошо ли налажена собственная логистика, и как можно провести улучшения.
Текст: по материалам Logist.fm
Иллюстрации: пресс-служба УВК