Диджитализация в логистике: 6 технологий, которые меняют рынок. Колонка OmniCampus.

12.06.2019
6907

Фото: Digital mind ingeos

Диджитализация в логистике призвана сделать все процессы быстрыми, точными и бесперебойными. Перевод данных в цифру, использование новых способов доставки, автоматизация и роботизация уже сегодня меняют логистический рынок. Как именно это происходит, рассказали в компании бизнес-акселератора OmniCampus.


Интернет вещей

Интернет-вещей (IoT) позволяет объединить в единую сеть физические устройства, сделав их “умными”, то есть – связать цифровой и материальный миры. Компания Cisco прогнозирует, что к 2020 году 50 млрд устройств во всем мире будут подключены к интернету.

По данным совместного исследования GT Nexus и Campegini, уже сегодня около 70% ритейлеров с собственными логистическими службами используют IoT для оптимизации цепочки поставки.

Примеры применения технологии:

  • DHL Supply Chain совместно с Huawei Technologies разработала приложение NB-IoT, которое в режиме реального времени собирает информацию о загрузочном отсеке, оцифровывает процесс обслуживания и планирует операции. Данные получают с терминалов ПК и приложений, которые используют водители и операторы. 

    Технология позволила сократить время на составление расписания для сотрудников со 185 секунд до 15 – благодаря чему эффективность работы повысилась на 87%. Также DHL на 50% сократила затраты на рабочую силу.

  • Компания Rogue Ale (Ньюпорт, штат Орегон) занимается производством хмеля для пивоварения. По технологии, хмель не сушат после сбора, а сразу отправляют на производство. Если не сделать это в течении 12 часов, пострадает качество продукта. В компании установили датчики, которые мониторят температуру и влажность воздуха в контейнерах при перевозке, и моментально передают данные оператору. Это позволяет управлять транспортировкой скоропортящихся продуктов максимально без потерь.

Для логистического бизнеса это открывает новые возможности.  Технология может применяться на всех этапах логистической цепочки – от управления автопарком и складом до отслеживания местонахождения груза. Она позволяет повысить безопасность, прозрачность и эффективность бизнеса.

Аналитика и BigData

Повсеместное использование технологий IoT в логистике позволило накопить огромный массив данных, который нужно обрабатывать и анализировать. Поэтому BigData-сервисы становятся центром логистического бизнеса – они помогают снизить расходы, повысить уровень сервиса для клиентов, и делать прогнозы – например, определить проблемные точки в цепочке поставок.

Пример применения технологии:

  • Крупнейшая в мире логистическая компания UPS использует большие данные для оптимизации маршрутов, сокращения затрат топлива и нагрузки на окружающую среду. Например, для оптимизации маршрутов  в режиме реального времени строит маршруты, используя картографические данные, с учетом информации о пункте назначения, параметрах груза и т.п. Это экономит компании до 6 млн литров топлива в год, а количество выбросов углерода в атмосферу сокращается на 13 тыс. тонн ежегодно.

Новые виды доставки – автономные машины, дроны

Технология интернет-вещей отвечает за сбор больших объемов данных, аналитическая система трансформирует эти данные в маршруты и направления движения. Все это дает толчок для развития технологии автономных транспортных средств.

Беспилотные автомобили призваны повысить безопасность на дорогах и снизить количество ДТП (хотя над этим предстоит еще работать) – для логистов это означает сохранность груза, транспортных средств, а значит – снижение расходов. Также использование беспилотных автомобилей и дронов способно сократить время доставки и осуществлять ее круглосуточно.

Примеры применения технологии

  • В 2016 году Amazon впервые доставила покупку из онлайн-магазина дроном. С момента заказа и до получения клиентом прошло около 30 минут. Для этого компания использовала свою собственную разработку – систему Amazon Prime Air.Фото: wordpress.com

Беспилотник не управлялся оператором напрямую, а использовал данные GPS-навигации для самостоятельного поиска необходимого местоположения.

  • Учитывая некоторые недостатки доставки дронами, активно развивается направление автоматизированных роботов на колесах. К примеру, компания Dominos в 2016 году впервые доставила пиццу при помощи робота DRU – Dominos Robotic Unit.

Фото: progrss.com

Роботизация

Для логистики это один из самых противоречивых трендов. По данным опроса, проведенного компанией St. Onge Company в 2016 году, только 5% складов мира были автоматизированы, а 15% – механизированы. Дело в том, что на внедрение роботизации нужны большие финансовые ресурсы. Поэтому ее проникновение в логистике все еще небольшое, но успешные примеры уже есть.

Примеры применения технологии:

  • Такие компании, как IAM Robotics, GreyOrange и Bleum разработали роботов, которые заменяют живых работников, уменьшают количество ненужных действий и ускоряют работу команды. Машины используют для транспортировки грузов по складу, они запрограммированы на перемещение по гибким маршрутам.

  • Роботы-инвентаризаторы от компании Fetch оборудованы RFID-технологией и могут использоваться для проведения инвентаризаций. Если ранее человек делал инвентаризацию раз в несколько месяцев, то теперь робот может проводить ее каждые два часа. Это позволяет в режиме реального времени следить за количеством грузов на складе и оперативно принимать решения по планированию работ. 

     

 3D-принт

Уже в ближайшем будущем 3D-печать изменит цепочку поставок, особенно – товаров с высокой добавочной стоимостью и требующих быстрой реализации. 3D-принтеры значительно упростят производство многих товаров, некоторые из них будет проще изготовить на месте, чем организовывать доставку. Это решение избавит компании от необходимости хранить и транспортировать большие объемы грузов. Кроме того, логистические компании смогут получать дополнительную прибыль за счет "печати" необходимых товаров уже на месте.

  • Морской порт в Роттердаме обустроил собственную лабораторию 3D-печати – RamLab 

В ней компании могут совместно работать над производственными проектами для морского судоходства. Например, появится возможность изготовлять необходимые для ремонта судов детали.

Блокчейн для управления цепочками поставок

Блокчейн может решить многие проблемы безопасности IoT и повысить ценность цепочек поставок. Используя эти технологии в паре, можно создать безопасную цепочку поставок, а доставку для клиента сделать прозрачной и отслеживаемой. 

  • Стартап Yojee из Сингапура – технологическая платформа для управления цепочками поставок с использованием ИИ и blockchain – заменяет диспетчера. Технология отслеживает состояние заказов в режиме реального времени, формирует счета, управляет процессами. В компании сообщают, что уже работают с 30 тысячами транспортных средств и клиентами из Сингапура, Австралии, Камбоджи и Индонезии.

 Хотя технологии стремительно развиваются, успех компании на логистическом рынке напрямую зависит от того, сможет ли она удовлетворить ожидания клиента. Диджитализация позволяет дать клиенту востребованные новые сервисы, при этом снизить затраты для компании и повысить ее эффективность. 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.