Как централизовать поставки в фармбизнесе. Выдержки из интервью генерального директора логистической компании УВК

05.06.2019
604
PR-Материал

 

Логистика в фармацевтическом бизнесе  имеет ряд своих особенностей: необходимо соблюдать температурный режим на всех этапах цепочки поставки, при этом поставки мелкие и частые, а маржа – невысокая. В начале 2019 года УВК стала одним из немногих в Украине 3PL-оператором, который может предоставлять полный комплекс складских и транспортных услуг для фармбизнеса. Об этом рассказал генеральный директор компании УВК Александр Питенко для издания logist.fm


Логистические услуги для фармбизнеса компания УВК начала предлагать 12 лет назад. Компания создала единый централизованный склад и первыми партнерами выступила сеть "Аптека доброго дня". Однако полноценное сотрудничество началось не сразу. В течение первых 6 лет компания обеспечивали логистику товаров общего назначения, не относящихся к медицинским изделиям и лекарствам (сопутствующие товары, памперсы, шампуни, чаи и т.д.). В денежном выражении в обороте сети они занимали незначительное место, но физически это было 2/3 оборота.

После снятия определенных законодательных ограничений УВК взяла на себя и логистику фармпрепаратов (ранее этим могли заниматься только лицензированные фармдистрибьюторы). Для этого компания инвестировала в переоборудование склада. Было выделено порядка 1000 кв. м площади, организован многоуровневый склад товаров медицинского назначения, получена лицензия "Держлікслужби". Так компания стала полноправным логистическим оператором в сфере товаров медицинского назначения.

Украинские производители – "Дарница", "Борщаговский химфармзавод", "Фармак" и др. стали первыми компаниями, которые начали поставлять фармацевтическую продукцию в сеть "Аптека доброго дня".

К условиям хранения и доставки медицинских препаратов предъявляются довольно жесткие требования: контроль и фиксация температурного режима во всех звеньях логистической цепи, – от получения товара у производителя до сдачи его в пункт продажи. Для этого компания закупила даталогеры, специальные термобоксы, которые использует на магистральных маршрутах, и термосумки для конечной доставки.

Сегодня работа с препаратами, требующими соблюдения температурного режима, выглядит так: комплектация, упаковка в термобоксы с хладоэлементами, погрузка термобоксов на поддоны, упаковка, загрузка в автомобиль (рефрижератор или изотерм), перемещение по магистральным маршрутам, доставка в региональные представительства, разгрузка, вскрытие термобоксов, распределение по термосумкам и затем уже доставка в аптеки.  Лекарства доставляются параллельно с товарами немедицинского назначения, и аптека получает все необходимое в одном заказе.

В начале 2019 года в связи с новыми требованиями "Держлікслужби" УВК прошла перелицензирование фармацевтического склада:  внесла в работу определенные изменения (как документарного плана, так и физические в самом складе), прошла полную ресертификацию и получила новую лицензию. Сегодня УВК – один из немногих в Украине 3PL-операторов, который может предоставлять полный комплекс складских и транспортных услуг для фармбизнеса.

Доставку фармпрепаратов УВК обеспечивает по всей Украине, а складскую обработку проводит на своем лицензированном складе под Киевом. Открывать, переоборудовать и лицензировать склады в других городах, по большому счету, нет смысла, ведь идея заключается именно в том, что все товары поставляются на один склад, с которого скомплектованные заказы развозятся в аптечные сети. Фактически, это фулфилмент В2В, услуги, которые компания уже давно предоставляет в сегментах FMCG, DIY, электроники и т.д., а теперь – и для аптечных сетей. "Нашим клиентом может стать любая сеть аптек, в точки продажи которой мы наладим доставку, независимо от того, находятся ли они в Киеве, Львове, Днепре или Одессе", – отмечает Александр Питенко.

Помимо лицензии, у оператора должен быть наработан определенный опыт, ведь фармлогистика оперирует очень небольшими объемами и частыми, до нескольких раз в день, поставками. Когда УВК работала с  "Аптекой доброго дня" только по товарам основного, немедицинского назначения, поставки выполнялись 3–4 раза в неделю, и комплектация в основном была поштучной (за исключением редких артикулов, которые шли ящиками). А когда добавились медпрепараты, поштучного отбора стало еще больше, а доставки начали осуществляться 5–6 раз в неделю. И это в 420 точек по всей Украине, в том числе – в небольших райцентрах.

Предложения для производителей и импортеров

Кроме аптечных сетей, УВК может оказывать аналогичные услуги и производителям фармпрепаратов. Это второй важный сегмент деятельности. Компания практически создает единую площадку для производителей/импортеров и ритейлеров.

Как правило, клиентами фармацевтических компаний являются либо фармдистрибьюторы, либо аптечные сети. В последние годы наметилась тенденция укрупнения фармсетей, но в целом этот рынок отличается низкой консолидацией. Можно насчитать лишь десяток сетевых игроков, которые могут напрямую выходить на контракты с производителями, минуя дистрибьюторов, и они все вместе занимают примерно 25% рынка. Остальные – небольшие сети из 5–10 аптек и несетевые аптечные точки, которые работают исключительно через дистрибьюторов.

Крупные, небольшие сети, и даже одиночные точки могут договариваться между собой и напрямую обращаться к производителям, а УВК берет на себя логистическую составляющую: хранить, комплектовать и доставлять лекарства. "Мы – платформа, которая способна одновременно оказывать услуги, как производителям, так и сетям, и это дает отличный синергетический эффект", — говорит генеральный директор.

Опыт такого сотрудничества  уже есть в FMCG-ритейле. Для крупной сети супермаркетов организован распределительный центр, с которого осуществляются поставки в магазины. То же стоит делать и на фармацевтическом рынке. В Украине это пока только планы, а в странах ЕС такими логистическими схемами давно никого не удивишь.

Заказывать импортные лекарства также можно не только у дистрибьюторов. Если иностранный производитель имеет в Украине коммерческое представительство, которое декларирует на себя поставляемые грузы, УВК может обеспечить всю последующую логистику: таможенное оформление, хранение, комплектацию и доставку в аптечные сети.

Шаг вперед

Сейчас компания ведет переговоры о переходе на централизованные поставки с аптечными топ-сетями. Для принятия решения, конечно, нужно время – все считают и анализируют, потому что переход на централизованные поставки требует от самого аптечного оператора изменения некоторых внутренних процессов, к которым не все компании сейчас готовы. Нужно перестроить операционные процессы, обучить персонал, установить общий алгоритм действий и т.д. Но потраченные усилия того стоят, ведь переход к централизованным поставкам с помощью логистического оператора – это значительный шаг вперед в развитии сети. Собственники и генеральные директора это понимают, но им приходится преодолевать определенную внутреннюю инерцию.

Другой важный аспект состоит в том, что наценка на медпрепараты, за счет которой можно оплатить логистику, невелика. Поэтому, ведя переговоры с аптечными сетями, компания обычно предлагаем начинать не с фармгруппы – удобнее отработать все процессы на товарах общего назначения, а затем уже постепенно вводить партии отдельных лекарств. Когда система уже настроена, они просто включатся в общий поток поставок. Добавятся термобоксы и термосумки, но физическая логистика останется прежней. Именно такой постепенный переход, когда нарабатывается критическая масса обслуживаемых товаров и к ней добавляются медпрепараты, наиболее экономически выгоден.

Несколько лет назад централизовать поставки в фармбизнесе не было возможности, так как 3PL-операторы не имели соответствующих допусков. Сейчас законодательство позволяет это делать, и  компания УВК уже имеет необходимый для этого опыт. Так что и у аптечных сетей, и у фармпроизводителей (наших и зарубежных) появляется выбор, и они могут сделать большой шаг вперед в развитии своей логистики.

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.