Растущий рынок e-commerce формирует спрос на профессиональные услуги фулфилмента и складской логистики

15.05.2018
6374

es.traccsolution.com

Рынок электронной коммерции растет в мире и в Украине, а  вместе с ним растут смежные бизнесы по предоставлению услуг, таких как фулфилмент и мультиканальная логистика. Самые крупные игроки — маркетплейсы — будут инвестировать в свои логистичсекие объекты, тогда как розничные офлайн-сети, дистрибьюторы и производители, которые захотят продавать через интернет, будут все больше прибегать к услугам профессиональных логистических операторов.

Когда три года назад киевлянка Марина Заславец решила открыть интернет-магазин детской одежды, то поначалу она арендовала пространство в складском центре в Киеве. Ее дело стало расти, она начала сотрудничество с около 150 украинскими производителями, которые представляют около 30 000 товаров на платформе GarnaMama.

Это тенденция последних двух лет, когда интернет-магазины превращаются в маркетплейсы. Бизнес Марины Заславец не стал исключением. Она  рассказывала в интервью Retailers, что детские товары — это чувствительная тема, для того, чтобы удовлетворить аудиторию молодых мам, нужно предоставлять восхитительный сервис. Учредитель GarnaMama с самого начала хотела контролировать качество продаваемого товара, поэтому ей нужен был свой склад, а не резервирование товара «где-то там».  Десткая одежда GarnaMama сейчас хранится в фулфилмент-центре «Новой почты».

Как отмечает Марина Заславец, использование услуг фулфилмента для компании — это и сокращение затрат, и оптимизация бизнес-процессов. На логистику и фулфилмент Garnamama тратит 9% от общего оборота.

Мировые онлайн-компании давно сделали фокус на развитие логистики, дав стимул для появления новой услуги — фулфилмента. Первопроходцем стала интернет-компания Amazon, которая в 1997 году открыла фулфилмент-склад в США. Доказав свою эффективность, услуга начала набирать популярность не только на американском рынке, но и во всех странах со стремительным развитием сегмента e-commerce.

Около шести лет назад на украинском рынке коммерческой логистики начались первые внедрения фулфилмента в практику интернет-торговли.

Фото: seafoodnet.info

В начале пути

Фулфилмент отличается от традиционного складского бизнеса более широким числом операций: помимо доставки товара в страну (если речь идет об импорте), его необходимо разместить на хранение, заказы необходимо укомплектовать, доставить конечному получателю, а также вернуть денежные средства от покупателя продавцу товара. По словам директора департамента логистической и промышленной недвижимости CBRE Ukraine Натальи Сокирко, фулфилмент – один из наиболее сложных и эффективных процессов логистической обработки товара по причине объема предоставленных услуг оператором. 

В Украине эта услуга только начинается развиваться и ее предоставляют курьерские компании и 3PL операторы, такие как «Новая почта», Zammler, «Логистик Плюс», Denka Logistics, UVK Logistics, EkolL, Meest Express, FM Logistic, Raben и др.  Данных по доле площадей, которые выделены под фулфилмент, нет. Но для понимания, компания «Ekol Украина» выделила под эту услугу 8 000 кв.м. из 58 000 кв.м, Zammler выделила 12 500 кв. м. из 75 000 кв.м.

Спрос на эту услугу растет с каждым годом, отмечают участники рынка. По данным Evo, в 2017 году украинский e-commerce вырос на 30% и составил примерно 50 млрд грн. По оценкам аналитиков компании, объем рынка электронной торговли в стране в 2018 году возрастет до 65 млрд грн. Интернет-магазины масштабируют свой бизнес, становятся маркетплейсам и отдают часть своих бизнес-процессов на аутсорсинг.

Компании по предоставлению услуг фулфилмента в Украине ориентированы на B2B логистику, то есть для самих производителей товара и ритейлеров. Но фулфилмент по принципу B2C логистики, также начал свое более активное развитие с появлением масштабных e-commerce игроков среди которых Comfy, Foxtrot, LeBoutique, Rozetka и Modna Kasta", — отмечает Наталья Сокирко. Она добавляет, что в структуре B2C, процесс дистрибуции продуктов становится не просто эффективной логистической операцией, а и важным средством для оправдания ожиданий клиента. Так как в случае неудовлетворительного сервиса, покупатель может мгновенно переключается на альтернативного онлайн-ритейлера.

Кто формирует спрос

В «Новой Почте» отмечают, что около половины всех розничных игроков на рынке предпочитает делать логистические процессы внутри компании, отдавая на аутсорсинг только часть своего бизнеса. «Больший спрос сегодня наблюдается среди средних и небольших компаний, а также части офлайн-игроков, которые не ставят перед собой задачу создания собственной логистики в e-commerce, сложных моделей ИТ-интеграции и аренды зданий», - уточнили в пресс-службе компании «Новая почта».

Коммерческий директор мультиканального логистического оператора Denka Logistics Антон Поверин добавляет, что большим офлайн-ритейлерам удобно обслуживать с одного склада всех клиентов, не разделяя  для этого товарные запасы на физические розничные точки и интернет-магазины. Компания "Форс Украина" (в состав входит интернет-магазин книг book24.ua) приняла решение отдать весь логистический процесс на аутсорсинг Denka Logistics, так как предпочитает сосредоточиться на том, в чем она компетентна – продаже книг. "Основное преимущество фулфилмент логистики – это возможность сфокусировать усилия на ключевых проектах развития, не тратя время на вспомогательные процессы", - отмечают в компании.

 Фото: zamler

Многие крупные игроки рынка электронной коммерции, такие как Rozetka, modnaKasta строят свои фулфилмент-центры. В прошлом году Rozetka в прошлом году приобрела складской комплекс в Броварах площадью около 49 000 кв.м. «Мы строим новую логистику, и это позволит нам предложить услуги фулфилмента нашим партнерам», — заявлял тогда основатель Rozetka Владислав Чечеткин. Арт-директор Rechi.ua Инна Бачурина рассказывает, что исходя из опыта крупных международных игроков, именно аутсорсинг логистики часто очень вредит бренду. «Я регулярно мониторю работу крупных мировых игроков. К примеру, если вы почитаете отзывы клиентов Farfetch.com (та же модель, что и у нас, только из бутиков клиентам товары забирает и доставляет сторонний оператор), то увидите тысячи возмущений на тему того, что прислали не ту модель, вещь в неподходящем состоянии, грязную и так далее", — говорит эксперт.

Маркетплейс Rechi.ua забирают товары под каждый заказ клиента. При этом, необходимо контролировать их состояние, агрегировать сборные заказы от нескольких бутиков и осуществлять возвраты. Сделать это все за сутки никакой сторонний оператор не сможет, отмечает Бачурина, потому передачу полного цикла Rechi.ua даже не рассматривают. В тоже время, она добавляет,что если говорить о e-commerceв рамках нескольких стран одновременно, альтернативного варианта и нет.

В LeBoutique 100% складской логистики осуществляется собственными силами. «Это позволяет оперативно принимать решение быстро и без задержек. А это в свою очередь увеличивает скорость обработки заказов, могут непосредственно влиять на все происходящие процессы, контролировать их и отвечать за их качество», — пояснили в компании. Также за счет собственной логистики ритейлер смог увеличить скорость доставки заказов в Киеве – склады начали работать в ночное время.

Перспективы роста

Рынок только формируется, поэтому качественных предложений услуги фулфилмента со стороны логистических операторов не так много, говорит Антон Поверин.  «Много кто заявляет о запуске услуг фулфилмента, но далеко не все работали даже с поштучной сборкой заказов и только приблизительно представляют себе все трудности, с которыми можно столкнуться при запуске такого продукта», - добавляет он.

Директор по продажам логистического провайдера «Ekol Украина» Алексей Северин прогнозирует укрупнения на рынке логистических услуг.  «В сегменте электронной торговли очень хороший потенциал и динамика развития, но для комплексных логистических провайдеров есть определенные ограничения. Основное из них — это то, что украинский онлайн-рынок частично работает в тени, а также то, что крупные игроки развивают собственную логистику. Со временем, когда добавится больше прозрачности на рынке, произойдет укрупнение игроков», — говорит Северин.

Спрос со стороны e-commerce будет стимулировать логистических операторов улучшать качество услуги. «Новые компании или ритейл, уходящий в e-commerce, уже сейчас считает нецелесообразным запускать новые процессы у себя на складах. Думаю, через два года будет дурным тоном держать свой склад для обработки интернет-заказов, если ты не Rozetka или кто-то соизмеримый по масштабам», — говорит Антон Поверин.

По словам Натальи Сокирко, развитие фулфилмент услуг на рынке, станет безусловным толчком для развития рынка e-commerce. "Стоит заметить, что одним из значительных препятствий для развития данного сегмента может стать низкая вакантность качественных складов в Киеве», — отмечает она. По данным CBRE Ukraine на конец первого квартала этого года, вакантность на складском рынке снизилась до 4,5%, при этом девелоперы не торопяться строить новые объекты.

Автор: Александр Шокун

  / Партнер материала — логистический провайдер А-класса Denka Logistics. Партнерские материалы подготовлены журналистами Retailers по редакционным стандартам и при поддержке рекламодателя/

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.