Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Алексей Северин, «Ekol Украина»: «Логистические компании становятся частью бизнеса производителя»
Цепочка поставок «производитель — логистический провайдер — дистрибьютор — ритейлер» меняется. Уже сейчас логистические операторы перенимают роль дистрибьюторов, а вторые теряют свою функцию доставки и переходят в сервисно-торговую. Какие изменения ждут участников цепочки поставок, в интервью рассказал директор по продажам логистического провайдера «Ekol Украина» Алексей Северин
— По вашим наблюдениям, какие изменения ждут всех игроков цепочки поставок? Что этому способствует?
— Первое, что заставит отрасль меняться, это технологии. Они развиваются и позволяют оптимизировать цепочку поставок. Раньше она начиналась от производителей, потом движение товара обеспечивали логистические провайдеры и дистрибьюторы, от которых продукт попадал в ритейл. Кризис 2009 года вынудил игроков цепи поставок уделять внимание операционной эффективности и оптимизации. Если раньше производитель выпускал как можно больше товара, даже если он останется на складах, то сейчас он отталкивается от потребности клиента, работая так, чтобы запас товара в цепочке поставок был оптимальным или отсутствовал.
В цепи поставок есть запрос на оптимизацию, а значит, посредники будут исчезать.
— Как поменяются роли логистических компаний?
— Уже сегодня логистические компании предоставляют своему клиенту интегральные логистические решения. Они дают производителям такое предложение, которое сможет обеспечить эффективность логистической цепочки через интеграцию в его бизнес-процессы. Логистическая компания становится не просто исполнителем услуг, а частью бизнеса производителя. Они предоставляют весь комплекс услуг — и доставку в Украину, и таможенное оформление, и доставку до дистрибьюторов или даже до торговой точки.
Границы продукта логистического провайдера становятся шире. Если раньше он делал складские операции, то сейчас его ценностное предложение может покрывать всю цепочку поставки.
— Как коснутся эти изменения других игроков цепочки поставок?
— Меняется роль дистрибьюторов. Их основные компетенции — это доставка товара в торговые точки, работа с рисками дебиторской задолженностью и умение торговых представителей донести предложение о товаре до торговых точек, продать его и управлять взаимоотношениями с ними. В последнее время прослеживается тенденция постепенного перехода двух первых компетенций к логистическим провайдерам. Они занимаются доставкой товара уже до полки магазина. У них хватает финансовых возможностей, чтобы покрыть риск невозврата денег торговой точкой.
По сути, у дистрибьюторов остается уникальность в виде третей компетенции. У них есть обученный персонал, они могут при помощи технологий развивать умение управлять взаимоотношениями с розницей. Они могут стать сервисным партнером и хорошим маркетологом. Таким образом, дистрибьюторы теряют свою логистическую функцию и переходят в сервисно-торговую.
— Какие есть примеры компаний в Украине, которые работают по новой модели?
— Мы верим в то, что бизнес-модели будут трансформироваться. Более того, уже сейчас у нас есть подобный клиент — крупная украинская дистрибьюторская компания. В Киеве и Киевской области у них нет ни своих складов, ни своих машин, ни своих экспедиторов. Все это, и администрирование заказов в том числе, делает для них Ekol. Этот дистрибьютор хорошо знает ритейл и обладает данными о том, где, когда и какой товар продается лучше и в каком количестве. Ключевой своей компетенцией в этой компании видят эффективное управление взаимоотношениями с торговыми точками.
— Какого масштаба должна быть логистическая компания, чтобы принять тренд на интеграцию?
— Здесь вопрос не масштаба бизнеса, а масштаба мышления его лидеров. Ведь маленькие компании могут создавать альянсы, кооперативы, объединения и конкурировать с большими, усиливая свое комплексное ценностное предложение. Также маленькие компании должны иметь видение, кем они будут через 10 лет и к чему стремятся, и, как следствие, понимать свою миссию.
.
— По вашему мнению, смогут ли дистрибьюторы и дальше придерживаться нынешней модели или им нужно подстраиваться под новую модель цепочки поставок?
— По нашему мнению, основной риск для дистрибьюторов нынешней модели в том, что на их услуги завтра не будет спроса. Это, в свою очередь, может повлиять на их уход с рынка и дает повод задуматься о том, что старая модель себя изжила. Собственник любой компании постоянно переживает не только о том, как наращивать ценность своего бизнеса, а и о том, как ее удерживать.
— Что может помешать компаниям перестроиться на новую модель?
— Отсутствие долгосрочного видения и стратегии развития бизнеса. Многие предприниматели думают: «Зачем мне внедрять дорогостоящие технологии, если я могу нанять еще одного работника?». Но они не понимают, что им нужно становится эффективнее, а это возможно только благодаря инновациям.
— Какие технологии появятся в логистике и как они будут влиять на бизнес-ритейлеров, дистрибьюторов, производителей?
— Логистические модели будут меняться под влиянием RFID (идентификация объектов через считывание радиосигналами данных в специальных метках), Internet of Things (Интернет вещей) и 3D-принтинг. С развитием интернет-технологий стали появляться платформенные решения, которые соединяют напрямую клиента и производителя какого-либо сервиса или товара. Пропадает проблема долгой коммуникации и возрастает скорость.
— Какие технологии вы развиваете?
— В «Ekol Украина» мы сегодня работаем над созданием беспилотной электротележки, задача которой — исключить помощь человека. До осени планируем внедрить использование нейронных сетей в построении алгоритмов подбора и обработки заказов на складе. Это позволит использовать принципы машинного обучения в обработке заказов и значительно оптимизировать бизнес-процессы в этом направлении. Мы сможем предсказывать, сколько у клиента будет заказов завтра или через месяц, и в зависимости от этого планировать количество людей, которое понадобится для предсказанного объема работы в определенный день.
— Какие могли бы отметить тренды на рынке логистики и доставки?
— Кроме интеграции логистических провайдеров в бизнес-процессы цепочки поставок своих клиентов есть еще тренд на персонализацию. Он ведет к тому, что не будет продукта для всех. Большие массивы данных расскажут о том, что человек захочет купить, и позволят сделать для него персональное предложение.
В доставке есть тренд на sharing economy — использование активов компании и повышение их утилизации совместно с другими игроками.
Также есть тренд на кооперацию конкурентов и объединение усилий. Если раньше небольшие компании были игроками на локальном рынке, то, объединившись, они получат возможность расширить географию своего присутствия. Большие компании, в свою очередь, смогут таким образом усилить себя как участника экосистемы и оставаться на пике. В Украине этот процесс развивается медленно из-за проблемы доверия.
– Какие у вас планы по развитию?
– Мы продолжим реализовывать стратегию создания интегрированного дистрибуционно-логистического провайдера с акцентом на технологичность, цифрализацию и инновации. Наша цель — построить открытую системную компанию, которая тесно интегрирована в цепочку создания ценности наших клиентов.
Ekol продолжит фокусироваться на определенных отраслевых решениях: комплексная логистика для текстильного сектора и FMCG (товары повседневного спроса), распределительные центры для розничных сетей, производственная логистика и логистика для магазинов традиционной розницы, а также на логистических решениях по доставке грузов в международном направлении Европы, Турции и Ирана. Мы очень верим в устойчивое развитие на основе инноваций и активно работаем над внедрением технологических новинок в нашем бизнесе. Успехи наших клиентов, наверное, лучшее подтверждение правильности выбранного пути.
О компании
Ekol Logistics в Украине предоставляет услуги контрактной логистики: работает с товаром со склада производителя и до момента доставки в торговую точку, оказывает услуги автомобильных грузоперевозок внутри страны и за ее пределами, складские услуги, производит таможенную очистку товаров. «Ekol Украина» оперирует складскими объектами общей мощностью 61 000 кв. м, более чем 1 000 прицепами, грузовиками и другими транспортными средствами.
Ekol Logistics вышла на украинский рынок в 2012 году, начав свою деятельность в результате заключения договора с украинским логистическим оператором «Комора-С». «Комора-С», в свою очередь, была учреждена в Киеве в 2001 году.
В настоящий момент 53% акций компании принадлежат Ekol Logistics, одному из самых больших европейских логистических провайдеров с собственными распределительными центрами более чем с 750 000 кв. м закрытых складских помещений в Турции, Германии, Италии, Греции, Франции, Украине, Боснии и Герцеговине, Румынии, Венгрии, Испании, Польше, Чехии, Болгарии, Иране и Словении. Компания предоставляет услуги интермодальных перевозок благодаря 6 паромам, 48 маршрутным поездам и парку из 5 500 машин.
Автор: Валерия Дорош