CBRE Ukraine: Объем нового предложения торговых центров в регионах составил 88 000 кв. м в 2016 году

13.03.2017
1595

http://3dkherson.com

Согласно данным компании CBRE Ukraine, ситуация на региональном рынке торговой недвижимости характеризовалась улучшением показателей в 2016 году. После глубокого спада розничного торгового оборота на 19,8% в 2015 году оборот розничной торговли в 2016-м в Украине продемонстрировал небольшой рост на 4,4% г/г. Несмотря на то что потребительский спрос в регионах оставался более подверженным экономическим колебаниям ввиду более низкого располагаемого дохода, спрос ритейлеров показал позитивную динамику в соответствии с общими тенденциями на рынке. Крупные национальные и международные розничные сети сконцентрировались на развитии в западном и центральном регионах. В особенности эта тенденция отмечалась в сегменте продовольственной торговли. Например, национальная сеть дискаунтеров «ATБ» приобрела 17 супермаркетов «Барвинок» в западной части Украины. Региональный ритейлер «Рукавичка», который представлен в основном в западной части страны, получил кредит от ЕБРР в сумме 135 млн грн на модернизацию и расширение розничной сети. В то же время Fozzy Group закрыла свои дискаунтеры «ФОРА» в Харьковской области, тогда как освободившиеся помещения были заняты местной сетью продуктовых магазинов Digma. В 2016 году австрийская сеть супермаркетов Billa также продала два супермаркета в Харькове для того, чтобы сосредоточиться на развитии в Киевской области

Сети магазинов электроники также продолжали медленно расширяться в связи с восстановлением роста объема продаж. Такие крупные игроки, как Eldorado, «Фокстрот», Comfy, открыли несколько новых магазинов, сокращая занимаемую площадь магазинов, следуя тенденции прошлых лет. В то же время в сегменте гаджетов и аксессуаров отмечалось увеличение площади магазинов. Например, сеть «ЦИТРУС», которая прежде развивала магазины площадью 50–150 кв. м, пересмотрела формат, увеличив площадь новых магазинов до 300–800 кв. м. Масштабирование формата также проводилось в сети магазинов мобильной электроники «Алло».

Арендаторы в других сегментах, давно присутствующие на рынке, в основном были сосредоточены на существующих магазинах, открыв несколько новых магазинов в наиболее популярных региональных торговых центрах. Среди активных игроков, значительно расширивших присутствие в регионах, стоит отметить турецкого оператора LC Waikiki, который открыл 6 новых магазинов в Харькове, Львове, Днепре, Житомире, Запорожье и Чернигове. Датская сеть магазинов товаров для дома JYSK открыла 3 магазина площадью от 800 до 1 200 кв. м в Белой Церкви, Тернополе и Львове. Ритейлеры сегмента товаров парфюмерии и косметики возобновили региональную экспансию. Так, сеть Brocard расширилась на 2 магазина Brocard в Одессе и Кропивницком, в то время как магазины Bomond были открыты во Львове и Днепре. Магазины косметических брендов также открывались в новых городах, включая открытия первого магазина американского бренда M.A.C. в Одессе и NYX в Харькове.

В течение 2016 года девелоперская активность в регионах в целом была стабильна: объем введенных в эксплуатацию площадей оставался на уровне прошлого года. С открытием четырех торговых центров региональное новое предложение составило 88 000 кв. м (0% г/г). При этом 38% новых площадей было введено в эксплуатацию в небольших городах с населением около 250 000 человек. Новое предложение было представлено двумя небольшими полупрофессиональными объектами Depot Center с арендуемой площадью 12 000 и 6 000 кв. м в Черкассах и Кропивницком соответственно, а также ТЦ «Квартал» (16 000 кв. м GLA) в Хмельницком. Однако основная часть нового предложения на региональном рынке была представлена ТРЦ Victoria Gardens (54 500 кв. м GLA) во Львове. Если ранее Львов отставал от других крупнейших городов по обеспеченности торговыми площадями, то в 2016-м со вводом в эксплуатацию ТРЦ Victoria Gardens обеспеченность качественными торговыми помещениями увеличилась со 116 до 188 кв. м на 1 000 жителей. Если рассматривать будущее предложение, единственным профессиональным торговым центром, который находится на стадии строительства в данный момент, является ТРЦ «Никольский» (52 000 кв. м GLA) в Харькове, открытие которого заявлено на 2017–2018 гг.

Кира Пругло, руководитель направления аналитики CBRE Ukraine, прокомментировала: «С учетом последних изменений в объеме общего предложения, в Харькове показатель обеспеченности торговыми площадями стал самым низким среди крупнейших городов по состоянию на конец 2016 года. Таким образом, при постепенном улучшении потребительских настроений ожидаются достаточно быстрые темпы поглощения площадей в рамках проекта ТРЦ «Никольский». Более того, развитие двух крупных проектов планируется в Одессе в ближайшие несколько лет, включая ТРЦ Les Vignes (53 000 кв. м GLA) компанией Immochan Ukraine и ТРЦ Yessa (39 000 кв. м GLA) компанией «Будхаус Групп». Тем не менее мы не ожидаем, что строительство перейдет в активную фазу в ближайшее время, поскольку застройщики в основном сосредоточены на других проектах, которые находятся на более поздней стадии строительства».

 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.