Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Игорь Ткачук: «Электронные площадки не хотят работать с «Укрпочтой»
delo.ua
Временно исполняющий обязанности генерального директора «Укрпочты» Игорь Ткачук, родом из Винницы и брат народного депутата Геннадия Ткачука, начал процесс преобразований на предприятии. О своем видении будущего крупнейшего почтового оператора страны финалист конкурса на должность нового руководителя «Укрпочты» рассказал бизнес-порталу Delo.UA, особо подчеркнув перспективность выпуска компанией марок для филателистов всего мира. Приводим выдержки
Чтобы обеспечить хороший уровень обслуживания, люди должны получать хорошую зарплату. Чтобы они получали хорошую зарплату и были довольны своей работой, они должны иметь хорошие условия труда. Чтобы обеспечить хорошие условия труда, мы должны автоматизировать рабочее место. И ремонт в отделениях должен быть хороший, как в приличном банке. Люди заходят в любой банк и там красиво: есть где посидеть, сотрудники улыбаются.
Для того, чтобы автоматизировать наши ключевые отделения, нам необходимо 3 500 компьютеров. Это около 15 000 рабочих мест. А теперь умножьте 15 000 на $400 — это стоимость одного компьютера по сегодняшним ценам.
Никто раньше не занимался автоматизацией, потому что в тот момент, когда предприятие могло это сделать, не такой задачи не стояло. Тогда не было такого количества банков, которые принимали платежи, не было конкуренции.
Есть еще одна первоочередная проблема: для того, чтобы обеспечивать быструю доставку, необходима техника и отработанная система логистики. Чтобы уменьшить затраты на топливо, нужно заменить ЗИЛы, МАЗы и КАМАЗы, с расход топлива 50 литров на 100 километров. Кроме того, их средний возраст 14 лет.
Необходимо правильно выстроить логистику, сократить время доставки почты. У нас скорость принятия решения, обмена и поступления информации не сопоставима с потребностями населения. Сегодня новое, свежее — это когда «сейчас», а не через неделю. Поэтому скорость доставки должна быть «сегодня на сегодня».
«Укрпочте» необходим большой логистический центр. Но мы уже сейчас должны понимать, как мы будем его загружать. Дело в том, на строительство логистического центра (с учетом получения всех документов и инвестиций) необходимо минимум полтора года, максимум — два-три. Соответственно мы должны понимать, каким будет рынок через два-три года.
Исторически сложилось так, что люди привыкли: раз предприятие государственное, значит все должно быть дешевле
Рыночное формирование тарифов не получится, потому что мы выполняем социальную функцию. Вот мы думали вынужденно поднять тарифы на доставку газет. Я не считаю их рыночными, их рентабельность на уровне 5%, то есть практически равны себестоимости. Тогда как наши конкуренты выставляют тарифы в разы выше.
Самые доходные направления деятельности - доставка пенсий, письменной корреспонденции, посылок, платежи и другие финансовые услуги, подписка на газеты, денежные переводы, хотя их объемы сейчас упали... Это те доходы, которые мы получаем в объемах, исчисляемых десятками миллионов гривень.
Мы планируем заработать больше, чем в 2014-м году. Выросли коммунальные тарифы, а значит вырос объем денег за предоставление услуг. «Укрпочта» ведь берет комиссию от сумы платежа. При этом само количество платежей уменьшается. Некоторые предпочитают оплачивать услуги напрямую водоканалу или газовой конторе.
Объемы письменной корреспонденции уменьшаются — это проблема номер один во всем мире. Вторая проблема — люди перестают читать газеты, тиражи падают, все переходят на электронные версии изданий.
Но в Украине и в других странах на постсоветском пространстве объемы падают медленнее, чем в Европе. Нам еще лет пять надо, чтобы мы упали до тех показателей, которые можно наблюдать в Австрии или Швейцарии.
Но есть другие услуги, которые, наоборот, растут: речь прежде всего об электронной коммерции. Пока «Укрпочта» занимает в этом сегменте мизерную долю.
Потому что никто из электронных площадок, с которыми я встречался, не хочет работать с «Укрпочтой». Вопрос даже не в качестве — мы не можем обеспечить скорость доставки. Потому что возвращаемся к уже упомянутым слабым местам: логистика плохая, транспорт изношен, нет автоматизации рабочего места.
Сейчас идет подготовительный этап процесс корпоратизации «Укрпочты». Мы готовы к корпоратизации. Она нужна для того, чтобы мы смогли принимать решения о закупках, об изменении тарифов очень быстро, самостоятельно. Все равно остается регулирующий орган в виде министерства, все равно будет наблюдательный совет, но корпоратизация даст волю в принятии решений.
Через пять лет «Укрпочта» сможет зарабатывать на электронной коммерции, логистике, финансовых услугах, ведь объем рынка может расти как в деньгах, так и в количестве пользователей. А также на сдаче помещений в аренду — у нас много недвижимости находится в центральной части городов.
Никто, кроме «Укрпочты», не выпускает марки. Марок мы продаем приблизительно 300–500 миллионов штук в год
Мы вполне можем занять 30% рынка электронной коммерции — столько же, сколько занимаем в сегменте посылок и письменной корреспонденции. Но нам надо выйти на этот рынок с какой-то конкретной услугой. Для того, чтобы занять достойную долю на рынке электронной коммерции, нам надо повысить качество. Сейчас мы над этим работаем.
Кроме того, мы являемся монополистом, уникальным предприятием, которое формирует определенную прослойку населения — это филателисты. Никто, кроме «Укрпочты», не выпускает марки. Марок мы продаем приблизительно 300–500 миллионов штук в год. Некоторые стоят 10 коп. а есть по 5–8 грн за штуку.
Это перспективы еще ближайших 50 лет. Фантазеры, коллекционеры, мечтатели, писатели — пока есть такие люди, марки будут существовать.
Источник: delo.ua