Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
В украинских ТЦ food-арендаторы занимают от 4 до 25% площади
Консультанты в сфере торговой недвижимости говорят, что арендаторы food & bevereges могут стать новым источником роста посетителей и доходов ТРЦ. Мы спросили у представителей крупнейших торговых центров, какая доля приходится на фуд-корт-арендаторов и планируют ли они расширять зону питания
Ирина Круппа, генеральный директор ТРЦ Gulliver:
Учитывая, что ТРЦ Gulliver еще находится в процессе реализации планов по реконцепции, финальную цифру по доле фуд-арендаторов называть рано. Но если говорить приблизительно, то она будет на уровне 12–14%. У нас в ТРЦ представлены разнообразные кухни и форматы фуд-арендаторов. Так, на обновленном нулевом этаже у нас расположился ресторан Mario’s. На втором этаже — «Шоколадный дом vonKluschke». Пятый этаж — полноценная зона фуд-корта с комфортными стульями и диванами, летней террасой и замечательным видом на Киев. Фуд-корт включает Sagafredo Zanetti Espresso, «Печена картопля», «Крыла» — ресторан быстрого питания, Salatnik.
Множество островков, как-то: Coffeelat, ilGelato, Corn, Mk.Grill, кофейня Falcon. Также на пятом этаже размещается mr.Zuma — ресторан современной японской кухни — и «Gulliver Боулинг» с баром-рестораном. Совсем скоро в зоне фуд-корта откроется ресторан Woka (паназиатская кухня) и RoyalBurger.
На шестом этаже у нас в ТРЦ находится итальянский ресторан Mercato. На седьмом этаже в кинотеатре «Оскар» расположен Hitchcook — стильный и современный бар-ресторан. В скором времени ожидаем открытия современного европейского ресторана.
Доля фуд-корта за последние два года не изменилась, это если не учитывать мелких островков. В то же время произошло органическое обновление арендаторов фуд-корта: на смену одним пришли другие.
Галина Химчик, маркетинг-директор ТРЦ «ПортCity» (Луцк):
В ТРЦ «ПортCity» фуд-арендаторы занимают 25% площади. За последний год в нашем торговом центре появились пиццерия Mr. Lil, Ring Cafe, «Беники Вареники», «Сэндвич Бар», «Крыла» (нам только 1,5 года, с нами открывались Da Vinci, «Челентано», Coffee & Coffee, New York Street Pizza, «Бест Бургер», «Бест Кофи»).
Расширять фуд-корт не планируем, на данный момент все зоны, отведенные под общественное питание, заняты.
Юлия Ванченко, директор по маркетингу ТРЦ Art Mall:
В ТРЦ Art Mall фуд-арендаторы занимают 5% площади торгового центра (без учета площади столов на фуд-корте, с ними — 5,5%). Наши основные арендаторы: KFC, Sunrise, COOLFOOD, «Ями Ями», «Печена картопля», Sushist, Becon`s Pizza, «Бургер МАХ» и другие.
После заполнения пул фуд-арендаторов практически не менялся. На данный момент в приоритете у ТРЦ нет расширения фуд-зоны.
Александра Негода, коммерческий директор CDA Real Estate, управляющей компании сети ТРЦ «Караван» (Киев, Харьков, Днепропетровск).
В киевском ТРЦ «Караван» фуд-арендаторы занимают 6% от общей арендной площади (Blaser Café, Fresh Point, ITIS Flowers Cafe, KFC SoGood, McDonald's, Salateira, Tony's Pretzel, Tabacco Coffe Press, «Блинофф», «Лакомка», «Мафия», пельменная «Зі SmaCom», «Печена картопля», «Соло Пицца», «Таки-Маки», «Шоколадница»).
В харьковском ТРЦ «Караван» фуд-арендаторы занимают 4% от общей арендной площади (BeerTime, BON JOUR MENU, Coffe IN, Coffe Life, GREENWICH BISTRO, Italiano Trattoria, MAFIA, McDonald's, Melrose, Sensuyaki, WOKA, «Печена картопля», «Токо-Токо», «ЯпонаХата»).
В днепропетровском ТРЦ «Караван» фуд-арендаторы занимают 3% от общей арендной площади (BarCoff, Burger club, FreshLine, Mafia, Plombiro Italiano, WOKA, «Блинофф», «Имперская кухня», «Коффишка», McDonalds, «Смачниссимо», «ЯпонаХата»).
За последние два года зона ресторанов и фуд-корта в сети ТРЦ «Караван» практически не изменилась.
Количество фуд-операторов должно напрямую зависеть от площади торгового центра. Например, для объекта с GLA 40 000–65 000 кв. м считается оптимальным наличие в ТРЦ 6–8 кухонь фуд-корта и нескольких ресторанов. Другими словами, площадь фуд-корта не должна превышать 3–7% общей площади ТРЦ. Если эта норма не соблюдается и зона фуд-корта больше, то фуд-операторы не смогут эффективно работать и, соответственно, «не выживут» в ТРЦ. В сети ТРЦ «Караван», я считаю, выдержан идеальный баланс между зоной бутиков и фуд-кортом, что позволяет и магазинам, и фастфуд-ресторанам успешно функционировать. Кроме того, в «Караванах» состав фуд-арендаторов подобран таким образом, чтобы предоставить посетителям достаточно разнообразный выбор кухонь и блюд: от бургеров, суши до вегетарианских салатов. Поэтому на данный момент мы не планируем расширять площадь фуд-зоны.
Увеличение зоны фуд-корта имеет как преимущества, так и недостатки. Во-первых, расширение — это ремонтные работы, которые связаны с проектированием, стройкой и неудобством для потенциальных посетителей. Не говоря уже о значительных инвестициях. Во-вторых, увеличение фуд-корта, например, в небольшом объекте приводит к падению доходности самого ТРЦ, так как из-за специфики бизнеса вышеупомянутых арендаторов их коммерческие условия отличаются от условий фешен-арендаторов. И в-третьих, неоправданно большой фуд-корт для сравнительно небольшого объекта не сможет работать на 100% загрузки и результатом станет ротация операторов в этой зоне.
Если говорить о преимуществах, то сейчас сложно представить себе качественный современный торговый объект без зоны фуд-корта. Даже в нынешний кризис, когда люди стали экономить на одежде, торговые центры остаются местами времяпрепровождения и досуга. Поэтому кафе и рестораны в ТРЦ выполняют роль «якоря», который позволяет не только продлить время пребывания посетителя в торговом центре, но и позволить ему отдохнуть и перекусить, не покидая стен ТЦ. Кроме того, расширение зоны фуд-корта позволяет привлечь новых фуд-операторов, например непредставленных на рынке, с уникальной концепцией, что однозначно обеспечит дополнительный поток.
Олесь Щирица, руководитель администрации ТЦ Globus:
Фуд-зона Globus — традиционно популярное место у киевлян и гостей города. Поэтому доля фуд-зоны достаточно существенная — около 15% (без учета двух супермаркетов «Билла»). Ее делят рестораны с обслуживанием и операторы фуд-корта.
Рестораны с обслуживанием — «Сушия», PIV BAR, «Кофе Хауз». Операторы фуд-корта — «Пузата Хата», «ЯпонаХата», McDonalds, Salateira, «Печена картопля», «Три Товстуни», «Два гуся», YO-YO, Galateria, «Суши ями», «ЗіSmacom».
Ранее доля фуд-арендаторов достигала около 20%. Сейчас мы идем по пути обновления ТЦ, в том числе в сегменте фуд-арендаторов.
К Новому году откроется концептуальное заведение Ice Grill Bar — ресторан-бар с авторской кухней и самым большим баром в Киеве (во второй линии на 500 кв. м). На фуд-корте обновила дизайн «Печена картопля», открылись новые операторы, например Salateira. Мы находимся на финальной стадии переговоров с известным ресторатором по открытию ресторана нового формата площадью более 600 кв. м на первой линии.
Globus планирует расширение фуд-зон за счет открытия новых концептуальных ресторанов с обслуживанием, расширение зоны фуд-корта не предусматривается. В планах сохранить и немного дополнить оптимальный набор операторов, интересных для посетителей.
Оксана Дмитрук, менеджер по маркетингу ТРЦ King Cross Leopolis:
Площадь фуд-корта составляет всего 3,6% от общей торговой площади. Из ресторанов у нас представлены «Сушия», «Хинкальная», «Вареники здесь», «Смачна перерва», Burger Club, Brasserie 1, Express Buffet, Da Vinci, Crazy Town, «Майстерня шоколаду», «Креденс Кафе», «Наполетана».
За последние два года у нас закрылось три кафе/ресторана, которые находились на 1-м этаже и в другой зоне торгового центра (фуд-корт у нас сосредоточен вокруг катка на 2-м этаже).
Сейчас расширять зону фуд-корта не планируем.
Автор: Александр Шокун