DTZ: Стоит ли выходить на рынок ритейла Польши

20.10.2015
3366

redigo.ru

Подводя итоги Shopping Center Forum 2015, который прошел в Варшаве, можно отметить, что данное мероприятие представило участникам возможность обзавестись полезными деловыми связями и получить общее представление о польском рынке. По этому случаю эксперты DTZ проанализировали текущую экономическую ситуацию в стране и постарались дать исчерпывающий ответ на вопрос, есть ли сейчас смысл украинским ритейлерам выходить на рынок Польши

Основные экономические показатели Польши

  1. Экономический рост и инфляция

В первом полугодии 2015-го экономика Польши продолжила стабильно развиваться, рост ВВП в годовом исчислении составил 3,6% в сравнении с 3,4%, зафиксированными в первом квартале 2014 года (график 1). Данная динамика в основном была спровоцирована увеличением внутреннего спроса, который в свою очередь был стимулирован ростом потребительских расходов на 3,1% и активным всплеском инвестиций в сегменте предприятий на 11,4%.

Рост ВВП и уровень инфляции в Польше 

Источник: Национальный банк Польши, (f) — прогноз

  1. Розничная торговля

В первом квартале 2015 года увеличение розничного товарооборота составило 4,4% в сравнении с ростом на 2,9% в аналогичном периоде 2014-го (график 2). Положительная динамика розничной торговли сформировалась вследствие улучшения потребительского настроения из-за снижения уровня безработицы и роста заработных плат.

Рост розничного товарооборота Польши

Источник: Центральный офис статистики Польши

  1. Рынок труда

По сравнению с концом 2014 года, уровень безработицы снизился на 1,2 п. п. и составил 10,3% на конец июня 2015 года (график 3). Это стало причиной роста уровня средних заработных плат в секторе предприятий в конце первого квартала 2015-го на 4,0% (график 3) на номинальном уровне (до PLN 4,054 без вычета налогов). Вследствие дефляции покупательная способность средней заработной платы была на 5,7% выше аналогичного показателя за соответствующий период 2014 года. Согласно прогнозам Национального банка Польши, во втором полугодии 2015-го уровень безработицы продолжит снижение, что будет вызвано ростом экономической активности.

Средняя месячная заработная плата в сегменте предприятий (PLN) и уровень безработицы в Польше

Источник: Центральный офис статистики Польши

  1. Арендные ставки 

Как и в 2014 году, в первом полугодии 2015-го арендные ставки на торговые помещения, расположенные в успешных торговых центрах, оставались стабильными в диапазоне EUR 90–100 кв. м/мес. в лучших торговых центрах Варшавы и на уровне EUR 43–55 кв. м/мес. в остальных крупных городах (график 4). Арендные ставки на вторичные и третичные объекты торговой недвижимости как в крупных, так и в небольших городах были подвержены давлению в сторону снижения. В особенности новые объекты и рост их плотности влияют на уровни арендных ставок на торговые помещения старого поколения.

Арендные ставки в лучших торговых центрах (EUR/кв. м/ месяц)

Источник: DTZ

Таким образом, рост ВВП и увеличение розничного товарооборота, улучшение покупательских настроений, снижение уровня безработицы и рост средних зарплат свидетельствуют об экономическом развитии и высоком бизнес-потенциале Польши. Что касается ритейла, наличие вакантных помещений в современных торговых центрах и стабильность арендных ставок могут стать мотивирующими факторами для выхода на рынок новых игроков.

Типовые условия аренды в качественных торговых центрах в Украине и Польше

«Основные арендные условия в Украине и Польше очень схожи. Тем не менее нужно учитывать, что покупательная способность, а соответственно, товарообороты оперирующих в Польше компаний гораздо выше. Благодаря этому из-за большего количества свободных средств ритейлеры смогут позволить себе достаточно агрессивную экспансию. Стоит отметить, что польский рынок хорошо развит и конкуренция на нем очень высокая. Однако, во-первых, появление нового бренда всегда несет в себе интерес для клиентов. А во-вторых, многие украинские ритейлеры смогут предложить польскому потребителю выгодные цены (принимая во внимание соседство наших стран, затраты на логистику будут приемлемыми). Дополнительной мотивацией для экспансии станет вступление в силу временного применения торговой части Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Отмена ввозной пошлины ЕС выступит источником дополнительной прибыли для украинских экспортеров.

В заключение стоит отметить, что для любого бренда основным фактором успеха является постоянное развитие. Безусловно, украинским компаниям стоит развиваться на локальном рынке, но, принимая во внимание неутешительные прогнозы относительно экономической ситуации в стране, стоит подумать и о расширении деятельности. Польша, будучи растущим и перспективным рынком, может предложить много возможностей», — отмечает Антонина Пучко, директор департамента агентских и консультационных услуг в сфере торговой недвижимости в компании DTZ Украина.

Источник: пресс-служба DTZ Украина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.