Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Доля вакантных площадей в торговых центрах Киева постепенно снижается
photo.vesti.ua
По данным компании JLL, за III квартал 2015 года доля свободных помещений на рынке качественных торговых центров Киева сократилась на 0,9 п. п. — до 7,5%, опустившись ниже прошлогоднего уровня (9,5% по итогам III квартала 2014-го). Уменьшение объема свободных площадей в прошедшем квартале наблюдалось практически во всех торговых центрах Киева
«Квартальное снижение вакантности было обусловлено увеличением активности локальных ритейлеров и продолжением развития некоторых турецких операторов, например LC Wаikiki и adL. Среди украинских игроков можно выделить как продолжающих экспансию Arber, a.Tan, Goldi, Public & Private, Kleo, так и открывших свои первые магазины Paliychuk, Names’ua, «Мультимедиа», — комментирует Марьяна Супчан, аналитик отдела исследований компании JLL (Украина). — В годовом сопоставлении снижение вакантных площадей произошло на фоне крайне низких объемов ввода торговых центров за первые девять месяцев года».
В III квартале 2015 года новые торговые центры в Киеве введены в эксплуатацию не были. В целом за три квартала 2015 года был открыт лишь один качественный торговый объект — ТЦ Doma Center (8 000 кв. м). На последний квартал года заявлен ввод еще одного торгового центра — New Way (17 000 кв. м). Таким образом, общий объем нового предложения в 2015 году будет рекордно низким и составит 25 000 кв. м, это почти в три раза меньше прошлогоднего объема ввода и в 1,7 раза ниже показателя кризисного 2008 года.
В настоящий момент общий объем рынка торговых центров в Киеве составляет около 792 600 кв. м, или 274 кв. м на 1 000 жителей. Это наиболее высокий показатель обеспеченности среди городов-миллионников Украины, однако он существенно уступает средней обеспеченности торговыми центрами в крупнейших городах Европы.
Спрос на торговые помещения со стороны международных ритейлеров остается сдержанным. Так, в III квартале 2015 года на рынке Украины появились пять новых брендов: детский салон итальянской одежды Idexe, итальянский бренд одежды Stefanel, мультибрендовый магазин обуви Super Step, мультибрендовый магазин нижнего белья Naturel by Silenza, а также повторно на рынок Киева вышел французский бренд Naf Naf.
«Низкий объем ввода при текущем уровне спроса наряду с устойчивостью валютного курса гривны в последние полгода сформировали благоприятные условия для стабилизации арендных ставок, — отмечает Анна Чуботина, руководитель отдела торговых площадей компании JLL (Украина). — Кроме того, в Киеве в III квартале 2015 года немного видоизменилась практика индивидуальных договоренностей при пересмотре коммерческих условий договоров аренды. Сегодня собственники торговых центров фиксируют арендные ставки в гривне по текущему курсу НБУ взамен предоставления скидок или фиксации ставок существенно ниже курса НБУ. Однако эти договоренности являются краткосрочными, и период их действия обычно ограничен тремя-шестью месяцами, а по истечении этого времени предполагается применение валютного коридора с фиксированной верхней границей в размере от 10 до 20% от курса доллара США».
Максимальная арендная ставка на рынке торговых центров Киева остается стабильной с начала года и составляет $840 за 1 кв. м в год (без учета НДС и операционных расходов).
Источник: JLL