Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как рассчитывать арендную ставку с учетом интернет-продаж. Колонка руководителя UTG Евгении Локтионовой
Интернет-торговля откусывает обороты у торговых центров. Руководитель консалтинговой компании UTG Евгения Локтионова в своей колонке рассказала о том, как торговые центры Украины в последнее 2-3 года начали активно включать в договора аренды интернет-продажи, не все, а только ту часть, которая проводится через кассу конкретного магазина.
В последние несколько лет в мире активно обсуждалась вероятность того, что онлайн убьет офлайн. В США повально начали закрываться ритейлеры, которые работали на рынке не одно поколение, а с ними – и торговые центры.
В Украине эта тема профессональным сообществом начала обсуждаться не так давно. В частности, этот вопрос волновал собственников торговых центров, так как развитие онлайн-рынка напрямую сказывалось на их доходах. Выход они нашли в том, что начали вписывать в договора аренды пункт о том, что в ставку включаются и интернет-продажи. Это касалось тех продаж, которые проходили через кассу магазина – то есть, человек оформил заказ товара в интернет-магазине, а забрал и расплатится за него в торговой точке сети.
Здесь возникли основные споры девелоперов и арендаторов. Ритейлеры говорят, что включать эти продажи в оборот офлайна некорректно, так как покупатель сделал покупку в интернете, хоть и расплатился в кирпичном магазине. Плюс ко всему, ритейл, фактически, привлек нового потенциального покупателя в ТЦ. В свою очередь, девелопер говорит, что ритейлер получает преимущества, работая в этом торговом центре, иначе бы покупатель не забирал товар именно в этой торговой точке. Плюс ко всему – деньги за товар проводятся через кассу магазина.
Знаю, что есть ритейлеры, которые по некоторым торговым центрам исключили такие продажи из договора аренды. В целом же все зависит от того, кто кому насколько нужен. Если девелоперу очень нужен конкретный арендатор, он пойдет на уступки, если нет – тогда нет. И наоборот. Стоит отметить, что один из крупнейших мировых fashion-ритейлеров в договорах с украинскими торговыми центрами четко прописывает, что интернет-продажи в ставку аренды не входят. При том, что у этой компании в Украине нет интернет-магазина.
Возникший вопрос – включать ли в ставку аренды часть интернет-продаж – касается, преимущественно, игроков рынка бытовой техники и электроники, парфюмерии и косметики, обуви, ювелирных изделий и ресторанов (доставка еды).
В качестве вывода могу сказать, что переход онлайна в офлайн и наоборот вырабатывает новые правила игры, в которых каждый пытается перетащить одеяло на себя. В этой ситуации могу посоветовать ритейлерам вводить новые базы, которые разделяли бы поток продаж и вели их учет.
Записала: Вероника Гаврилюк