Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Торжество здравого смысла
Почему АМКУ не закрывает скандальное дело о торговых сетях
Делу о так называемом картельном сговоре ритейлеров скоро исполнится два года. Расследование деятельности торговых сетей началось еще при предыдущей власти — в мае 2012-го. Тогдашний замглавы АМКУ Рафаэль Кузьмин хвастался в СМИ, что его ведомство «выявило и разоблачило картель».
Маразматичность обвинений была ясна с первого дня даже людям, далеким от бизнеса розничной торговли. Привожу один факт. Якобы в центре сговора торговых сетей стоит компания Nielsеn — международная исследовательская компания со 106 офисами во всем мире, акции которой обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже. По мнению чиновников, благодаря Nielsеn ритейлеры получали информацию и согласовывали цены, что приводило к их увеличению.
Всего в сговоре, по версии АМКУ, принимали участие 18 торговых сетей. То есть ведомство обвинило 18 игроков рынка в том, что они монополисты и злоупотребляют своим положением на рынке. Среди тех, кого АМКУ причислил к нарушителям, есть и международные игроки, такие как «Ашан», Metro, Billа, которые строго следуют букве закона.
Причины, по которым предыдущая власть сшила дело, вполне понятны: нажиться на бизнесе. Но, к сожалению, новый исполняющий обязанности главы АМКУ продолжил дело предшественников. В длинном интервью «Зеркалу недели» от 6 февраля и. о. главы АМКУ Николай Бараш продемонстрировал поразительную некомпетентность в вопросе. Например, говоря о развитии частных марок ритейлеров, он заявил о мизерном доверии потребителей к private label и о том, что ритейлеры с помощью «прикупленных мощностей» вытеснят с полок малых и средних производителей. Ситуация обстоит ровно наоборот: ритейлеры отмечают всплеск интереса потребителей к частным маркам за счет их более низкой цены. Ритейлеры размещают заказы у тех же украинских производителей, снимая с них затраты на маркетинг и обеспечивая при этом гарантированную загрузку мощностей.
В конце этого фееричного интервью чиновник говорит о том, что действия ритейлеров «несут угрозу экономической безопасности страны из-за ослабления системы государственного контроля в сфере экономики».
На мой взгляд, угрозу национальной безопасности несут не ритейлеры, а само существование АМКУ в нынешнем его виде. Ведомство не в состоянии повлиять на реальные монополии, а занимается вымогательством, досаждая бизнесу своими проверками.
На встрече поставщиков, ритейлеров и журналистов, прошедшей 28 января в Торгово-промышленной палате, Николай Бараш показывал увесистую папку документов по «делу ритейла», видимо, чтобы продемонстрировать важность и значимость работы своего ведомства. Однако эта папка, скорее, стала наглядным примером ненужности АМКУ: сколько людей корпело над этими бумажками, сколько запросов они отправили, сколько времени — своего и бизнеса — потратили на выдуманное дело?
Я не идеализирую ритейлеров: они действительно берут деньги с поставщиков за вход, за полку, за маркетинговые услуги, работают по отсрочке платежей. Взаимоотношения между сетями и поставщиками не всегда гладкие. Но ритейлу нужны поставщики, а поставщикам нужен ритейл. Все вопросы о взаимодействии друг с другом решаются за столом переговоров, за которым АМКУ не место. Да и до монополии, которую так тщательно пытался найти АМКУ, в нашей стране еще очень далеко — по данным Ernst & Young, на долю организованной розницы в Украине приходится только половина всего товарооборота в стране.
Бараш считает, что закрытие дела было бы проявлением слабости АМКУ. Но закрытие этого дела — единственно правильное решение. Если глава АМКУ, у которого перед должностью не будет приставки и. о., завершит этот процесс, то тогда, наконец, можно будет объявить о торжестве здравого смысла.
Автор: главный редактор, издатель Retail Community Юлия Белинская