Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как выйти на международные рынки в интернете. Полезные рекомендации от Юлии Павленко
bestin.ua
Руководитель международных проектов компании Ukrainian E-commerce Expert Юлия Павленко в ходе выступления на конференции Fast Fashion Foundation Conference рассказала о том, как украинским предпринимателям выйти в международный E-Commerce и самостоятельно отправлять товар в любую точку мира. Для тех предпринимателей, объемы которых пока небольшие, выгоднее отправлять товары посылками конечному покупателю, а не партиями, сотрудничая с представителем за рубежом. Есть два варианта выхода: самостоятельно и с помощью сотрудничества с маркетплейсами.
Объемы трансграничной торговли растут во всем мире. Об этом свидетельствуют как прогнозы аналитиков (согласно глобальному исследованию Cross-border E-Commerce Community, в 2014 году 20 % всех онлайн-покупок были трансграничными, к 2020 году этот показатель приблизится к 27 % и составит $1,6 трлн), так и планы глобальных регуляторов. На грядущем G-20, которое пройдет в сентябре в Китае, одной из ключевых тем экономического раздела встречи станет создание так называемого e-WTO – Всемирная организация электронной торговли, целью которой будет создание единых правил для трансграничной Интернет-торговли.
По всему миру покупатели любят совершать трансграничные покупки не только из-за возможности выбирать товар более широкого ассортимента, но из-за возможности сэкономить, так как в большинстве стран для товара, транспортируемого в почтовых посылках и экспресс-отправлений, существует очень приемлемые беспошлинные пороги ввоза товара.
Для многих популярных потребительских товаров, нет необходимости получать дополнительные сертификаты и разрешение на ввоз, если они покупаются для личного использования, а не с целью дальнейшей перепродажи. Таком образом, отсутствие сложных бюрократических и финансово затратных процедур на получение всех разрешительных документов сильно упростят и ускорят запуск.
Для того, чтобы выйти на международный рынок в формате В2С нужно выбрать модель: либо это будет самостоятельный выход, при котором предприниматель сам занимается маркетингом и локализирует сайт под выбранный регион, либо он будет работать через маркетплейс.
В первом случае предпринимателю не нужно будет ни с кем делить прибыль, но требуются значальные вложения и нужно учесть все риски.
Во втором случае он может начать торговать без значимых инвестиций, разместив товар на международных торговых площадках, где зачастую оплата взимается уже с совершенной сделки.
При самостоятельном выходе продавце следует подумать об организации приема оплаты. В этом случае поможет услуга экваеринг. Практически у всех крупных банков есть услуга международного эквайеринга. Клиент платит в валюте своей страны, а банк на следующий день переводит продавцe деньги уже в гривне. Банк берет комиссию, например, у ПриватБанка она составляет 2,5-2,7% от суммы транзакции.
При работе с маркетплейсами вопросы взаиморасчетов между покупателем-маркетплейсом-продавцем регламентируют установленными правилами торговой площадки.
Для товаров из fashion-сегмента есть несколько возможных площадок для сотрудничества:
1. ASOS
Одна из известных торговых площадок предлагает небольшим проектам разместить товар на своем «винтажном» маркет-плейсе. Для этого нужно иметь коллекцию от 15 моделей и готовность оплачивать комиссию: 20 % с заказа, плюс 20 GBP - ежемесячный взнос.
Преимущество сотрудничества с маркетплейсом в том, что нет необходимости подписывать длинные и сложные внешнеэкономические договоры — продавец просто принимает условия публичной оферты продавца на ASOS, поставив галочку на сайте. Через 2-3 дня, после подтверждения со стороны ASOS, продавец может выкладывать описание своих товаров на маркетплейсе. Единственной сложностью в работе с этой площадкой может стать необходимость наличия счета PayPal. В Украине пока существует сложность в работе этого сервиса - предприниматели не могут получить деньги со счета PayPal. Предприимчивые бизнесмены придумали несколько способов это обойти. Один из самых действенных способов – получить карточку Payoneer. Это специальная банковская карта, которая делает обладателя резидентом другой страны. Потом с PayPal деньги переводятся на Payoneer.
За коммуникацию с клиентом и доставку отвечает продавец из Украины напрямую. На площадке уже работают несколько украинских брендов. ASOS обслуживает заказы из 190 стран мира.
- BEELURE
Компания BEELURE является партнером немецкого всемирно известного холдинга OttoGroup. Управляющий офис BEELURE находится в Киеве, склад в Германии, но совсем недавно компания начала привлекать украинских производителей к себе на сайт. Они предоставляют возможность продавать товары в Казахстане, России, Белоруссии, Азербайджане. Финансовые условия работы обсуждаются индивидуально и представители BEELURE, имея большой опыт в операционной составляющей трансграничной торговли и маркетинге на указных рынках, берут на себя эти заботы, украинскому поставщику достаточно согласовать передачу товара на фулфилмент-центр компании в Киеве.
- JD.com
Компания занимает 3-е место в рейтинге крупнейших онлайн-ритейлеров мира в 2015 году по данным Deloitte. В прошлом году компания открыла офис в России и планирует вовлечь страны СНГ в свою работу. Как было озвучено Президентом Международной группы компаний Виктором Сюем ранее, компания JD, совместно с Новой Почтой, разрабатывает логистику для транспортировки украинских товаров в Китай. Комиссия составляет 8 % с заказа, но для старта компания запрашивает депозит в $5000.
JD позиционирует себя как площадка, которая отличается высоким качеством товара и хорошим сервисом. На площадке представлены разные сегменты, в том числе электроника, товары для дома и другие категории.
Доставку можно организовать с помощью Новой почты, Укрпочты, Мист Экспресс и Интайм.
Для наглядности простоты организации всей операционной составляющей бизнеса разберем кейс на примере национального почтового оператора "Укрпочта":
Первый шаг: необходимо убедиться, что товар разрешён для ввоза в страну назначения. Узнать это возможно легко воспользовавшись онлайн-сервисом на сайте Укрпочты, где представлены правила Всемирного Почтового союза.
Затем необходимо выбрать самый подходящий формата отправления и подготовить сопроводительные документы, упаковать отправления и оплатить.
«Последнюю милю» организовывает уже не Укрпочта, а иностранная почтовая компания. С точки зрения экспорта из Украины, Укрпочта является хорошим партнером.
При отправке необходимо брать во внимание указанную в правилах стоимость посылки согласно СПЗ (Специальные права заимствования). К примеру, для отправки в Польшу наземным транспортом, Укрпочта разрешает провести товар на EUR4000.
Также необходимо обращать внимание на формат отправки: мелкий пакет, обычная посылка и посылка с оценочной стоимостью. Всю информацию относительно требованиий к упаковке , а информацию об образцах и ценах, можно найти на сайте Укрпочты.
Чтобы таможня приняла груз, нужно правильно подготовить сопроводительные документы. Образцы сопроводительных документов и бланки для заполнения можно скачать на сайте Укрпочты.
Для посылок с вложением стоимостью до EUR150, сопроводительных бланков CN23 (22) и СP71 будет достаточно для прохождения украинской таможни. Для оправлений с вложением более EUR 150 оформляется дополнительно ГТД (грузовая таможенная декларация), для ее корректного заполнения понадобится помощь таможенного брокера.
Продавец приходит на почту с 4 экземплярами CN23, там ставят печати и одну возвращают. Если груз дороже EUR150, то заполняется копия ГТД. Если отправитель - юрлицо, необходимо отразить уход товара в бухгалтерском учете. Оставшаяся у торговца CN23 является доказательством для налоговой того факта, что груз покинул территорию Украины.
Тарифы на международные отправления указаны на сайте. Для системных корпоративных клиентов "Укрпочты" предусмотрены скидки в диапазоне от 3 до 20 % в зависимости от объема отгрузок в квартал. Например, чтобы получить скидку 3 %, нужно отгрузить на 75 000 грн в квартал, или 170 застрахованных посылок в США весом по 500 грамм.
Когда продавец переходит к массовым отгрузкам, Укрпочта идет навстречу и предлагает АPI для автоматизированного отслеживания отправки и программное обеспечение. АPI дает возможность получать статусы доставки автоматом, возможность интеграции сервиса на сайт и возможность настроить автоматическое оповещение клиентов по email\смс в личном кабинете.
Бесплатное програмное обеспечение можно скачать на сайте Укрпочты. Оно дает возможность формировать, сохранять и печатать реестры (форма 103: при введении веса и места доставки в реестр автоматом подтягивается тариф по текущему курсу долара и формировать, сохранять и печатать сопроводительные документы (CN22 и CN23, СP71).
Таким образом, украинские предприниматели в сложное экономическое время могут воспользоваться этими возможностями и расширить географию бизнеса.
Записала: Дарья Златьева