Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Гибридный формат, well-being программы и диджитализация. Основные тенденции на рынке труда в 2021 году
Фото: Depositphotos
Сложный во многом 2020 год заставил работодателей войти в 2021 год более подготовленными. Бизнес предчувствовал новые вызовы, с которыми придется столкнуться, поэтому подходил к работе в новых реалиях сознательно и системнее. Почти половина компаний (45%) уже в середине 2021 году утверждала, что им удалось справиться с этим испытаниями. Еще 15% отмечали, что наблюдали стабильную работу бизнеса, несмотря на сложные условия. Аналитики кадрового портала grc.ua собрали главные тренды на рынке труда в уходящем году.
Гибридный формат. Компании становятся более гибкими
Пандемия коронавируса заставила компании пересматривать форматы работы и организацию рабочего места сотрудников. Но если в прошлом году этот процесс носил хаотический характер, то в 2021 году бизнес массово внедряет гибридное рабочее пространство. Прогнозы по поводу того, что удаленный формат работы не будет эффективным, не оправдались. Компании столкнулись с тем, что сотрудники привыкли работать из дома и не спешат возвращаться в офисы. Согласно данным grc.ua, только 59% поисковиков согласны работать full-time в офисе. И это заставляет работодателей быть более гибкими и прислушиваться к своим работникам, чтобы привлекать и удерживать талантливых сотрудников.
Рабочее место проходит процесс эволюции. От больших офисов с разными функциональными пространствами или отдельными кабинетами до персонализированного рабочего места или домашнего офиса. Время, потраченное на дорогу и на работу, теперь воспринимается по-другому. В больших городах сотрудники чаще ищут работу рядом с домом, а компании предлагают для работников коворкинг-пространства в удобном расположении к месту жительства. Домашний офис и комфортная работа из дома становятся все более распространенным явлением. А гибридный формат является компромиссным вариантом между стремлением сотрудников работать в удобном для себя формате домашнего офиса и желанием работодателей вернуть работников в очный формат.
Поддержание уровня вовлечённости сотрудников требует новых усилий и мер
Бесспорным минусом гибридного формата работы для компаний стало отстранение сотрудников от корпоративных процессов, ослабление социальных связей и сложность в разграничении личной жизни и работы. Для того чтобы удерживать уровень вовлеченности сотрудников, работающих в удаленном режиме, необходимы сознательные усилия.
Преуспевают те компании, которые формируют команды, адаптированные под удаленный режим работы. Институт общественного мнения Gallup Analytics (США) подсчитал, что правильно организованная дистанционная работа улучшает HR-брендинг и является результативной политикой привлечения талантов. Почти 54% офисных сотрудников предпочтут компанию, предложившую работу с гибким графиком и возможностью работать из дома.
Самым популярным инструментом для поддержки коммуникации и общения внутри компании, перешедшей на гибридный или полностью дистанционный формат работы, являются онлайн-конференции и встречи. Современные платформы для онлайн-конференц-связи позволяют подсчитывать уровень вовлеченности участников – активность, время пребывания во встрече и т.д.
Для повышения вовлеченности украинские компании внедряют well-being программы, еще больше диджитализируют процессы, налаживают внутренние корпоративные коммуникации, обучение и развитие сотрудников, адаптируют корпоративные правила работы под формат дистанционного труда.
Важной составляющей поддержания уровня привлеченности работников и их причастности к компании и команде в условиях удаленной работы является социально ответственная позиция бизнеса и привлечение сотрудников в социальные инициативы. Имеется в виду не только забота о сотрудниках, об их здоровье и благополучии. Работник, чтобы чувствовал связь с компанией и ассоциировал себя с ней, должен понимать, как может улучшить мир и жизнь будущих поколений за счет реализации социальных инициатив компании (цели устойчивого развития). Что может сделать для общества, людей на территории локации бизнеса.
Широкая география сотрудников
Remote или удаленный формат работы, теперь не является привилегией только IT-специалистов. Раньше мы наблюдали внутреннюю релокацию с целью трудоустройства в больших городах, где обычно больше всего работы. Теперь, чтобы получить работу, например в столичной компании, не нужно переезжать в Киев. Глобальная тенденция рынка труда – широкая география рекрутинга в условиях удаленной работы. Сотрудники могут работать с любой точки мира, если компания не требует постоянного пребывания в офисе. Это, с одной стороны, дает компаниям больший выбор талантливых поисковиков. С другой стороны, у поисковиков, претендующих на рабочее место в ведущих компаниях, возросла конкуренция.
Изменение ценностей
Баланс жизнь/работа выходит на более высокую позицию в приоритетах работников. Получив возможность работать в удобном формате, в удобное время и в удобном месте, сотрудники стали ценить собственный психологический и физический комфорт. Это касается не только молодого поколения, которому присуще стремление во всем получать удовольствие. Старшее поколение тоже избавляется от страха менять место работы или профессию в поисках лучших условий. Большее значение сотрудники всех возрастов стали придавать смысл своей работе, корпоративной культуре и общей атмосфере в коллективе. Корпоративная культура и ценности занимают третье место при выборе компании как у молодежи, так и у старшего поколения.
Well-being программы
Пребывание в постоянном психологическом напряжении и стрессе из-за эпидемии коронавируса увеличило количество случаев эмоционального выгорания. Burnout, который и в коронавирусный период был распространенным явлением, стал пандемией на глобальном рынке труда. От депрессии и выгорания сегодня страдают 264 миллиона человек во всем мире. Для бизнеса очевидна зависимость прибыльности и успеваемости от ментального здоровья. Всемирная организация здоровья утверждает, что депрессии и тревожные нарушения приводят к снижению производительности труда, которое ежегодно обходится глобальной экономике в $1 трлн. С другой стороны, та же ВОЗ подсчитала, что если компания занимается здоровьем работников, то каждый доллар, вложенный в программы профилактики и лечения распространенных нарушений психического здоровья, возвращается повышением производительности труда на $4. А для стран с низким и средним уровнем доходов этот показатель повышается до $7 на каждый потраченный доллар.
Одним из основных трендов 2021 было массовое внедрение и развитие программ заботы о психическом здоровье в украинских компаниях.
Дальнейшая диджитализация
Диджитализация в украинских компаниях происходит в течение определенного периода и не является новым трендом. Однако переход на новые форматы работы в условиях коронакризиса ускорил цифровую трансформацию проектов обучения, коммуникаций и управления персоналом. Корпоративные чат-боты, социальные сети, игровые приложения для обучения и коммуникации внутри компании становятся все более распространёнными в компаниях разных сфер.
Внедрение цифровых технологий в HR-процессы решает ряд задач. В частности:
- лишает рутины HR-специалистов;
- предоставляет возможность удобного и оперативного сбора данных для people-аналитики;
- улучшает коммуникацию между работниками и сотрудником и компанией;
- изменяет подходы к корпоративному обучению;
- оказывает положительное влияние на восприятие HR-бренда и повышает лояльность сотрудников.
Работа компаний по улучшению опыта сотрудников
Одним из главных трендов HR-отрасли и в целом рынке труда 2021 года стало усиление действий и мероприятий по улучшению опыта сотрудников и кандидатов. Если раньше компании большое внимание уделяли формированию и поддержанию клиентского опыта (customer experience – CX), то сегодня приоритетное значение приобрел продуктивный и положительный контакт между компанией и работником.
Empoyee experience (EX) как бизнес-функция решает задачи управления впечатлениями сотрудников от взаимодействия с компанией. Это стратегическая и тактическая работа над тем, что работники думают и ощущают на каждом этапе контакта с работодателем. Все больше украинских компаний отдают себе отчет, что сотрудник стал главным фокусом организации. Прочные и продуктивные отношения между компанией и работником гарантируют формирование долгосрочной лояльности и помогают удерживать лучших сотрудников.
Повышение квалификации и обновление знаний в условиях новой реальности
Мир быстро меняется, обновляются технологии, а знания становятся неактуальными. Внедрение инноваций, изменение технологий приобрели бешеные темпы. Компаниям, чтобы содержать необходимый уровень квалификации персонала теперь проще не искать новых готовых специалистов, а использовать внутренний ресурс. Проактивные специалисты, чувствуя динамичность перемен, тоже хотят учиться. В результате ведущие компании внедряют программы reskilling и upskilling – переобучение и приобретение работниками новых знаний и навыков.
Рынок труда стремительно развивается
Чтобы удерживать позиции на рынке, сегодня недостаточно оперативно реагировать на изменения, следует следить за трендами и внедрять инновационные подходы в HR-процессы заранее. Диджитализация и автоматизация и дальше будут усиливаться и изменять подходы к привычным процессам на всех уровнях. Компании должны больше прислушиваться к потребностям своих сотрудников, заботиться о них и быть более «человечными».
Фото: Depositphotos