Опрос: 32% собственников бизнеса и топ-менеджеров считают текущую ситуацию в Украине удачной для купли-продажи бизнеса

13.12.2021
1433

Фото: Depositphotos

Юридическая фирма Avellum исследовала влияние коронакризиса на настроения бизнеса покупать или продавать активы/компании в ближайшие 6–12 месяцев. В этом году было опрошено более 90 владельцев, топ-менеджеров и руководителей юридических отделов украинских и международных компаний. Согласно исследованию, 32% считают текущую ситуацию в Украине удачной для купли-продажи бизнеса.


Ключевые выводы исследования

По данным Avellum 70% респондентов назвали ситуацию в Украине приемлемой для покупки или продажи бизнеса. Почти треть компаний (32%) уверены, что ситуация сейчас удачна. Только 11% считают неблагоприятными условия для заключения таких соглашений.

В 2021 году выросла доля компаний, которые планируют приобрести или продать активы именно из-за пандемии. Продавцы и покупатели более серьезно относятся к пандемии как фактору влияния на сделки М&A.

Покупатели предпочитают всеобъемлющие гарантии объекта покупки и его полноценную проверку. Несмотря на малое количество объектов на продажу (только 30% готовы продавать), 86% покупателей рассчитывают на полноценную проверку объекта и стремятся получить от продавца гарантию его состояния (92%). Очевидна тенденция к созданию условий для рынка покупателя в целом.

По сравнению с 2020 годом количество потенциальных покупателей уменьшилось с 50% до 37%. При этом количество компаний на продажу за прошлый год не изменилось (30%). В то же время, 50% опрошенных компаний отметили, что не планировали и не планируют продавать свой бизнес.

При этом 50% потенциальных покупателей заинтересованы в покупке именно в связи с пандемией. Их доля увеличилась по сравнению с прошлым годом. Это свидетельствует о том, что большая часть компаний имеет оппортунистические настроения и верит в будущий рост экономики. Среди других факторов покупатели называют перспективы расширения присутствия на рынке Украины или удачную возможность для выхода на новый рынок.

Кроме того, вдвое увеличилось количество компаний, которые будут продавать бизнес именно в связи с коронакризисом – 38% против 18% в 2020 году. Среди других факторов продаж продавцы назвали изменение стратегических планов головного офиса (41%) или сложности бизнес-среды (21%).

Как и в 2020 году, более половины продавцов (60%) готовы снижать цены в связи с кризисом. При этом заметно уменьшилось покупателей, ожидающих скидки – с 94% в 2020 году до 56%. Теперь планы продавцов и ожидания покупателей по скидкам примерно соотносятся.

Существенно изменилось мнение участников M&A соглашения о внешних советниках в кризисном соглашении. Так, в 2021 году почти в 3 раза выросла доля компаний (с 32% в 2020 году до 85%), которые считают, что внешние советники необходимы обеим сторонам соглашения.

Фото: Depositphotos

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.