Снизить размер комиссии за прием банковской карты или нет. Дискуссия Владислава Чечеткина и Олега Гороховского

19.03.2021
2254

В конце прошлого года в Верховную Раду был внесен законопроект №4364, в котором авторы предлагают снизить размер комиссии за прием банковской карты (эквайринг) при оплате товаров и услуг. С начала марта в поддержку законопроекта публично выступили CEO Intertop и Ассоциация ритейлеров (объединяет более 60-ти украинских и международных компаний). Вчера на эту тему высказался совладелец Rozetka Владислав Чечеткин на своей странице в Facebook. Комментаторы разделились - часть поддерживает позицию ритейлеров, часть банков. В дискуссию вступил сооснователь Monobank Олег Гороховский вначале в ветке комментариев, затем отдельным постом на своей странице. Публикуем основное.


Из-за чего спор

Дискуссия между ритейлерами и банками с платежными системами началась в середине прошлого года. Когда в Верховную Раду внесли несколько законопроектов, которыми предлагалось снизить комиссию за эквайринг, который в Украине,  по данным ритейлеров, в среднем составляет 2%.

Тогда же 12 крупных ритейлеров из разных сегментов потребовали от правительства поддержать один из законопроектов. В нем предлагалось снизить основные составляющие комиссии при эквайринга - межбанковский сбор (интерчейндж) и merchant fee - комиссия, которую банк обслуживающий торговую точку перечисляет банку, картой которого расплатились.

Участники платежного рынка выступали против этого, поскольку снижение межбанковской комиссии, по их мнению, может привести к обвалу безналичной экономики.

В этом году публичные высказывания сторон продолжились.

Rozetka & Monobank

В Верховную Раду внесли новый законопроект №4364 в конце прошлого года. В марте свою позицию высказали CEO Intertop и Ассоциация ритейлеров (объединяет более 60-ти украинских и международных компаний). Они были опубликованы в СМИ.

19 марта 2021 года совладелец Rozetka Владислав Чечёткин написал пост в Facebook, в котором рассказывает почему нужно снизить комиссию за эквайринг (пересказываем основные аргументы). В ветке комментариев часть пользователей поддержала Владислава, часть нет. Дискуссия усилилась когда пост прокомментировал основатель Monobank Олег Гороховский, а чуть позже написал отдельный пост в ответ Владиславу.

Приводим основные аргументы Чечеткина и Гороховского в этой дискуссии (сюда входят ответы в ветках комментариев обоих постов).

Владислав Чечёткин, совладелец Rozetka

  •  Каждая карточная транзакция в Украине стоит от 1,8 до 3%. Для Rozetka - это почти 2%. Для понимания, чистая прибыль самой большой торговой компании в мире, Walmart составляет примерно 2,8% от оборота. В Украине же только за обслуживание платежей берут до 3%.
  • Любые поставщики из Европейского союза, а также всем известные Amazon или Alibaba, платят своим банкам 0,2-0,5%. Ставка в России – 1%, в Казахстане – 0,7%, в Узбекистане – 0,5%.
  • В Украине устанавливать процент платежные системы и банки могут так, как им заблагорассудится. В Евросоюзе подобную проблему решили на законодательном уровне, зафиксировав обоснованный тариф.
  • При такой комиссии обслуживание наличного оборота стоит в разы дешевле для Rozetka.
  •  В случае снижения экварийнга Rozetka “будет рада предложить вам лучшую цену”. Так как ритейлер, как и другие, закладывает комиссию в стоимость товара.

Олег Гороховский, основатель Monobank

  • Европейский опыт, на который ссылается основатель Rozetka, считается большой ошибкой. В результате развитие отрасли остановилось и появились дополнительные расходы у клиентов. К примеру, платные карты, конвертации, не везде развиты новые технологии карточных платежей.
  • После ограничения тарифа цены в магазинах в ЕС не снизились.
  • В России нет 1% за эквайринг. В Америке, самой большой экономике мира, родине Amazon - тариф за эквайринг выше, чем в Украине. Это не мешает Amazon быть в 1525 раз больше Rozetka.
  • Обслуживание кэша дешевле, только если не платить налоги и пропускать кэш мимо кассы.
  •  Этот тариф торговцы хотят опустить на 1-1,5% - это примерно 60% от действующих тарифов. При этом снижение затратной части ритейлеров составит, в зависимости от наценки, около 2-2,5%. Что несопоставимо.
  •  Банки вложили миллионы долларов в инфраструктуру приема платежей и эмиссию карт и более половины доходов от интерчейнж (межбанковская комиссия - ред.) отдают именно клиентам. Этот тариф, который пытаются «отжать» - топливо всего карточного и платежного бизнеса в стране. Более половины его достается клиентам в виде всякого рода кешбэков и бонусов, им оплачивается стоимость пластика и логистики карт и пр. И если закон примут, ритейл проиграет больше, чем банки - карты для клиентов станут платными, банки перестанут вкладывать деньги в платежную инфраструктуру, кешбэков никаких не будет. “А еще было бы неплохо, чтобы каждый считал свои деньги, а не заглядывал в карман соседа”, - пишет Олег Гороховский.

 Автор: Вероника Гаврилюк

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.