Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Ритейл VS платежные системы и банки. Регулирование комиссии эквайринга. За и против
Фото: klerk.ru
В середине октября руководители 12 крупных розничных сетей потребовали от правительства поддержать законопроекты, которые снижают комиссию за оплату товара банковской картой (эквайринг). Среди подписавших письмо – “Розетка”, “Сильпо”, McDonald’s Ukraine, Metro C&C, “Ашан”, Intertop, “Окко”.
Они заявляли, что сейчас в среднем эквайринг по рынку составляет 2%. Они требуют снизить его составляющие – интерчейндж (межбанковская комиссия) до 0,3%, а merchant fee (комиссию с продавца) до 0,5%. Законопроекты, которые поддерживают ритейлеры, раскритиковали участники платежного рынка, поскольку снижение межбанковской комиссии, по их мнению, может привести к обвалу безналичной экономики.
На конференции FinRetail 2020 представители ритейла, банков и платежных систем обсудили законопроекты, в частности стоить ли государству регулировать размер эквайринга и кому от этого будет хуже или лучше.
Иван Славиогло, IT-директор Fozzy Group (сети "Сильпо", "Фора", Le Silpo, Fozzy С&C, аптеки "Біла Ромашка")
Наша компания не поддерживает регуляции – законодательные и так далее. Мы считаем, что рынок должен сам себя отрегулировать. К примеру, рынок ритейла. Есть два поставщика с одинаковой продукцией, но разной ценой. Мы купим тот товар, который дешевле. Поставим свою наценку. Конкурентный рынок обяжет нас продать этот товар как можно дешевле.
Как сейчас построена экономика эквайринга? Стоимость уже зарегулирована, но только не государством, а НПС (национальная платёжная система), который установил размер комиссии. НПС не хочет снижать интерчейндж. В-первую очередь потому что как только он начинает снижаться, НПС начинают терять рынок. Банки. Им выгоднее выпустить карту той платежной системы, которая им обеспечит наиболее высокий interchange, который они получат при оплате их картой. Есть также популярный аргумент, что эту высокую комиссия с продавцов, банки вкладывают в оборудование. На самом деле, даже такой мотивации у них нет. Самые успешные банки, которые лучше всего зарабатывают, это те банки, которые не имеют своей инфраструктуры.
В Украине самая дорогая услуга эквайринга, в сравнении с другими странами, а стоимость интерчейндж – в 4-5 раз выше. Для малого и среднего бизнеса эквайринг еще более дорогой чем для крупного ритейла. Это очень сильно мешает развиваться рынку карточных платежей. Карточных оплат в целом по стране значительно меньше чем в ритейловых торговых сетях, это связано с тем, что для малого и среднего бизнеса это достаточно дорого.
Поэтому мы вынужденно будем поддерживать регуляцию. Надо отметить, что в Украине это не первый такой опыт. Во многих других ситуациях вопрос стоимости эквайринга был решен регулятивными мерами.
Евгений Васильцов Фото: Bank Online
Евгений Васильцов, руководитель направления обслуживания торговых предприятий в Приватбанк
Для покупателя не должно быть каких-то переплат. Если мы не сможем финансировать развитие инфраструктуры, развитие карточных продуктов, однозначно кто-то должен платить за это, поскольку в технологии всегда вкладываются инвестиции.
Во-вторых, ритейл сегодня видит рост безналичных операций, которые растут стремительными темпами. Банки зарабатывают на этом потому что убыточная бизнес-линия не будет долго существовать.
Регулирование – это самое худшее, что может случиться, когда рынок не может договориться. Например, в Евросоюзе, оплата меньше EUR 5 идет наличными, потому что там большие комиссии по небольшим транзакциям. Кроме того в Европе не везде принимает Apple Pay. Это сразу ведет к тому что эквайринговая инфраструктура убивается, а в новые технологии никто не инвестирует. Проблему с регулированием банки, ритейл и платежные системы должны решать в дискуссии. Мы пытаемся найти решение с прошлого года, но я вижу, что ритейлерам тяжело и здесь нужен компромисс.
Правка. "Если у банка будет регулирование, мы очень быстро откатимся в сторону наличных оплат. Мы это видим на примере других стран. Объемы транзакций растут, поэтому нужно пойти навстречу ритейлерам, так как это их затраты". В первоначальном варианте текста эта цитата была приписана Александру Стельмаху из Visa. Однако эту информацию озвучил Евгений Васильцов из Приватбанка. Приносим свои извинения перед спикерами и читателями.
Александр Стельмах, директор по цифровым решениям Visa в Украине, странах СНГ и Юго-Восточной Европы
Позиция Visa по данному законопроекту остается неизменной. Мы тоже против урегулирования на законодательном уровне, и в первую очередь это связано с тем, что вот эта межбанковская комиссия (интерчейндж, – ред.), которая кстати не является доходами ни одной из платёжных систем, она распределяется между банком эквайером и банком эмитентом. Она является инструментом развития электронных платежей, как на стороне эквайера, так и на стороне эмитента. Потому что там есть достаточно много всего что нужно делать и что частично финансируется за счет комиссии. Мы однозначно против регулирования, мы однозначно за конструктивный диалог, и поиски компромисса которые сейчас продолжаются. Посмотрев на опыт Европы мы видим, что там есть регулирование комиссии на стороне торговца, но фактически расходы на поддержание всей инфраструктуры они просто переложены на картодержателя. Если вы посмотрите тарифы любого европейского банка, сразу увидите, что бесплатно оформить карту как например в Приватбанке невозможно в принципе, достаточно высокие ежемесячные комиссии и так далее. Кто-то всегда за это должен заплатить. В данном случае регулирование приводит к ухудшению ситуации на стороне картодержателя.
Алексей Авраменко, СЕО EasyPay
Тему эквайринговых комиссий можно сравнить с обычными бытовыми отношениями: держатель бюджета – это родители, а конечный потребитель " это дети. В украинских реалиях, не важно, кто будет управлять этим бюджетом, ведь потребитель всё равно не получит меньше. Либо сейчас кэшбэки начисляет банк, либо их будет начислять ритейлер. Программа лояльности настолько сильно выросла, что я не думаю, что регулирование отразится на потребителе.
Когда кэшбэк начисляет ритейлер, мы, например, делаем это более честно. Сколько бы гость не потратил, он получит свои баллы и бонусы. Мы хотим для гостя отдать максимум, чтобы он был лоялен к нашей торговой сети. Вряд ли вся сумма пойдет в скидку на товар, где эти деньги будут перераспределены. По сути у нас более жесткая конкуренция, но мы вкладываемся в технологии.
Юлия Белинская, СЕО интернет-издания Retailers
Создание такого законопроекта — это "дерзкий" и отчаянный шаг. Все, во что вмешивается наше государство, к сожалению, "накрывается медным тазом". Это не свободный рынок и ритейл явно пошел на это не из-за хорошей жизни. Для участников рынка нет другого пути как объективность сесть и обсудить эту ситуацию, открыть все свои показатели, кто сколько на что тратит и найти компромисс, чтобы эта ставка для ритейла стала ниже, но чтобы при этом никто не проиграл. Возможно ее стоит поделить между всеми и потребителем в том числе.
Иван Славиогло Фото: Bank Online
Иван Славиогло, IT-директор группы компаний Fozzy Group
Ритейл не подавал никаких законопроектов. Оба законопроекта не сбалансированные. Если бы ритейл подавал такой законопроект, они попали в ту болевую точку, которая у ритейлеров есть. Рыночными механизмами это не регулируется, мы бы поддержали эту инициативу. С точки зрения рыночных механизмов, мы точно уверены что возможны потери банков от снижения тарифов, они точно смогут перекрыть увеличением оборотов. Мы как ритейлеры заинтересованы чтобы оборот по карточкам приближался к 90% процентам. По многим причинам: это уменьшение кеша, его обслуживание, инвестиции в оборудование. Потому что не секрет, что поставить кассу-самообслуживания, это дешевле, чем поставить кассу, где оплата происходит наличными. Для всего рынка – это очень много возможностей.
В рыночной экономике должны все стремиться, чтобы зарабатывать на обороте, а не на высоких ценах. Я всё таки верю что рано или поздно придем к рыночным условиям по системе “win-win-win”. То есть, все будут выигрывать, при этом никто не будет страдать. Сейчас у ритейлеров так: если у тебя здоровые цифры, с тобой будут говорить, если нет, то соответственно и разговора никакого не будет. То есть, сам рынок обязывает ритейлеров держать огромные цифры.
Записала: Людмила Будина, Евгений Власенко