Подробности продажи сети аптек "Космо" группе TAS Сергея Тигипко

04.02.2019
2615

Фото: gorodok.ua

Группа TAS Сергея Тигипко заявила о покупке сети аптек "Космо" (28 торговых точек) в конце января этого года. После завершения сделки сеть TAS будет насчитывать 142 аптеки. Стоит отметить, что несмотря на то, что у TAS – в 4 раза больше аптек, чем у "Космо", обороты этих двух сетей были сопоставимы.


Руководить объединенной сетью будет Андрей Диденко, который несколько лет назад был операционным директором "Космо". Нынешний гендиректор аптек ТАS Валерий Гудзенко возглавит наблюдательный совет компании. На момент публикации материала получить комментарий Гудзенко не удалось.

"Маржинальность аптечного бизнеса ниже, чем бизнеса парфюмерии и косметики. В определенный момент мы решили продать аптеки, чтобы вложить деньги в повышение эффективности и развитие одноименной сети "Космо"", – поясняет цель продажи аптек председатель наблюдательного совета "Космо" Сергей Бартощук. Аптечный бизнес торговой сети "Космо" насчитывает 28 аптек в Киеве и области.

На "Космо" было четыре претендента, три из которых были серьезно настроены на покупку, рассказывает Бартощук. Партнер инвестиционной компании Atlas Advisors (финансовый советник продавца) Алексей Ращупкин говорит, что среди потенциальных покупателей были как профильные компании, так и те, которые хотели зайти на аптечный рынок. "TAS  оценила розничные технологии аптек "Космо" и предложила лучшую цену. В сделку вошли помимо операционного бизнеса, товаров и договоров аренды, также и процессы, которые мы разработали для развития аптечного бизнеса", – поясняет Бартощук, не уточнив, о каких процессах идет речь.

В 2017-2018 годах продажи аптечной сети "Космо" выросли до 30%.  В последние два года аптечное подразделение "Космо" активно развивал интернет-направление, говорит Чередайко. "Компания "продавала" (только резервировала) лекарства через маркетплейс, ту же "Розетку", и через агрегаторы. Они быстро захватили существенную долю рынка в сегменте e-commerce за счет низких цен", – говорит эксперт.

Переговоры и сама сделка длились более 12 месяцев. Закрытие сделки ожидается в конце марта, после получения разрешения Антимонопольного комитета. "Самое сложное было убедить покупателя в эффективности бизнес-модели "Космо". Об этом можно судить, если посмотреть на обороты двух сетей – они сопоставимы", – говорит Александр Ращупкин. По данным участников рынка, оборот сети аптек "Космо" составляет 250-300 млн грн. Сумму сделки стороны не раскрывают.

Сеть аптек TAS была создана в августе 2009 года в рамках ребрендинга аптечной сети "Даша", которая входила в группу TAS, говорится на сайте компании. Cейчас сеть объединяет 114 аптек.

Владельцем сети "Космо" является американская Sigma Bleyzer, которая через компанию SBF Southeast European Holdings приобрела в 2007 году компанию "Суматра ЛТД" (тогда развивала только сеть парюфмерии и косметики "Космо"). Компания начала открывать аптеки не сразу, а спустя несколько лет – в 2010-2011 годах. Буквально за 2-3 года компания открыла до 30 торговых точек и на этом остановилась, вспоминает директор сети аптек "Виталюкс" и "Аптекарь" Александр Чередайко. Такая же ситуация была и у Watsons.  В начале прошлого года CEO компании Watsons в Украине Томаш Вроблевски одной из причин неактивного развития сети аптек назвал законодательство  страны. "Формат таких сетей, как мы, называется drogerie. Но другое название формата в мире – это Health & Beauty, который предполагает предупреждение болезни, ну а если уж заболел, то и  лечение. Но мы не можем сделать одно пространство с одной кассовой зоной, на котором будут товары этих двух групп. Лицензионные условия на открытие аптеки прописаны так, что это невозможно сделать", – пояснял Вроблевски.

Автор: Вероника Гаврилюк

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.