Заблаговременные покупки: украинцы стали чаще покупать предновогодние подарки в "Черную пятницу"

22.01.2019
3036

Фото: А. Гордеев / Ведомости

Сетевые операторы бытовой техники и электроники столкнулись с новым вызовом: украинцы все активнее покупают предновогодние подарки с существенными скидками в "черную пятницу", из-за чего серьезно страдают продажи в декабре. В этом году в последний месяц года, который считается ключевым, выручка ритейлеров снизилась.


Участники рынка бытовой техники и электроники рассказали Retailers, что декабрьские результаты продаж – существенно хуже запланированных. Однако поделиться более подробной информацией согласились немногие. "Декабрь прошел хуже, чем ожидалось. Мы это связываем с перетеканием продаж в успешные промо-активности ноября, а также снижением индекса потребительских настроений", – говорит исполнительный директор направления бытовой техники компании "Эпицентр К" Александр Величко. Генеральный директор сети "Эльдорадо" Виталий Гресько отметил, что до декабря рынок активно рос, "а в последний месяц года все резко остановилось". "После ярко выраженной "черной пятницы" декабрь-2018 был значительно скромнее, чем декабрь-2017. Black Friday частично забрала продажи декабря", – говорит Виталий Гресько. Продажи "Эльдорадо" в период "черной пятницы" (29 ноября – 2 декабря) были на 30-40% выше, чем в обычные дни.

В целом, по предварительным подсчетам "Эпицентр К", по итогам прошлого года объем рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ) вырос на 25% – до 85 млрд грн.

Крупная бытовая техника ушла "в минус"

Резких изменений в структуре продаж различных групп товаров в сегменте БТиЭ нет. "По результатам года лидерами являются смартфоны, телевизоры, крупная бытовая техника. Но как раз в декабре крупная бытовая техника продавалась хуже, чем планировалось. Телевизоры и смартфоны продавались хорошо", – говорит гендиректор "Эльдорадо".

Подтверждают эту тенденцию и в компании "Эпицентр К". "Потеряли динамику, в первую очередь, "инвестиционные категории" – крупная бытовая техника. Телевизоры и потребительская электроника, наоборот, показали хорошую динамику роста", – прокомментировал Александр Величко.

Онлайн без рывков

Существенного прорыва в онлайн-продажах в 2018 году не произошло, несмотря на большие надежды участников рынка на развитие данного направления. "Резкого роста онлайн-продаж не наблюдается. На уровне года доля интернет-продаж не изменилась по сравнению с 2017 годом", – отметил Виталий Гресько. Он отказался озвучивать, какую долю занимает онлайн в продажах "Эльдорадо", однако подтвердил, что пока она не очень большая, впрочем, как и у других участников рынка. При этом на 2019 год ритейлер ставит задачу увеличить ее в разрезе собственных показателей на 30-50%, а по рынку – на 10-20%.

В компании "Эпицентр К" утверждают, что в прошлом году доля продаж онлайн в структуре направления "Бытовая техника" выросла более чем в два раза. Коммерческая составляющая и рекламное продвижение стали основными факторами, которые помогли компании улучшить показатели. Впрочем, в разрезе всех продаж онлайн-канал все еще занимает небольшую долю – в декабре она составила около 5%.

Совладелец сети бытовой техники и электроники "Фокстрот" Валерий Маковецкий в конце года заявлял, что объем рынка БТиЭ по итогам этого года может вырасти на 18-20%, что в сравнении с ростом в 2018 году может свидетельствовать об ожидании замедления рынка. "Исходя из моего опыта, выборный год никаким образом на объеме бизнеса не сказывается. В первую очередь, имеет значение развитие экономики, инфляция, соотношение курса гривны к основным валютам и доход населения", – отмечает он.

Автор: Татьяна Хомяк

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.