Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как любовь к домашнему питомцу может перерасти в бизнес. История MasterZoo
Фото: master zoo
Современный рынок зоотоваров Украины делят специализированные магазины и супермаркеты. И борются они за весьма маленькое количество покупателей, потому что только 10% украинцев, у которых есть домашние животные, кормят их специальным кормом и покупают им игрушку, какой-то аксессуар или лакомство для чистки зубов. Среди специализированных магазинов товаров для животных нет единого национального лидера. Сеть MasterZoo – один из немногих старожилов этого рынка, который начинался с небольшой торговой точки в 6 кв.м. в Харькове, а сейчас объединяет 84 магазина в разных областях Украины.
Бизнес, построенный на хобби
История MasterZoo начинается с одной кошки. Более 25 лет харьковчане Сергей и Татьяна Потаповы купили породистого персидского котенка. В семье питомец положил начало новому хобби – посещению кошачьих выставок. Со временем из "участника" Татьяна Потапова стала судьей международной категории начав самостоятельно организовывать выставки кошек. На выставках, помимо хозяев со своими питомцами, часто можно было встретить людей, которые предлагали к продаже различную продукцию для домашних любимцев. Тогда у Сергея и Татьяны родилась бизнес-идея – развивать сеть магазинов зоотоваров.
В 1993 году начинающие предприниматели открыли небольшую торговую точку на 6 кв.м в центральном кинотеатре Харькова. Название придумали незамысловатое – "У Киса". За товарами Сергей и Татьяна ездили в Москву. Спустя пару лет уже наладили импорт, заключив первые договора с польскими поставщиками, которые доставляли корма, ошейники, миски, кошачьи домики и прочие товары. Однако во время очередной поездки в Польшу для переговоров Татьяна и Сергей заметили, что корм для птиц и грызунов производится из украинского зерна. Супруги задались вопросом "Почему бы не начать самостоятельно производить корм?". И начали выпускать корма под торговой маркой "Природа". Позднее розницу и производство объединили в группу компаний "Сузір'я".
К семейному бизнесу впоследствии присоединились дочь супругов Потаповых – Полина, будучи еще подростком. В 14 лет она подрабатывала продавцом в одном из магазинов – тогда еще "У Киса". После окончания университета в 2003 году Полина заняла должность менеджера по внешнеэкономической деятельности и через несколько лет возглавила этот отдел.
На фото: Татьяна Потапова. Источник фото: kharkovforum.com
Кризис 2008 года как помощник
Розничный бизнес развивался не так быстро, как хотелось бы. До 2007 года в Харькове работало всего 9 небольших магазинов. Однако в тот год семья Потаповых получает предложение от одной из консалтинговых компании открыть магазин в ТРЦ "Дафи" в Днепре. Полина признается, что тогда в 2007 году у их семьи не было планов на расширение в другие города Украины, но это предложение послужило хорошим стартом для дальнейшего развития.
Спустя год работы в Днепре Полина предложила родителям создать новый розничный бренд – MasterZoo. Название "У Киса" предполагает только товары для кошек, что вводило в заблуждение, потому что в магазинах Потаповых продавались товары для всех домашних питомцев. Поэтому от "кисы" пришлось отказаться. За первый год работы нового бренда было открыто 8 магазинов MasterZoo.
Мировой кризис 2008-2009 годов помог в развитии сети магазинов MasterZoo. В это время арендодатели, как рассказывает Полина, стали по-другому смотреть на зоомагазины. "До кризиса 2008 года нам были доступны только грустные места за углом. Нужно было становиться в очередь и ждать", – рассказывает Полина. – "А когда из-за кризиса съехали различные магазины одежды, торговые центры стали предлагать нам места в ТЦ получше и за приемлемую ставку. Так что лучшие наши локации – как, например, 1 000 кв.м в харьковском ТРЦ "Караван" – нам были предложены именно во время кризиса".
В 2010 году после смерти отца, Сергея Потапова, Полине пришлось возглавить компанию. Тогда же к семейному бизнесу подключился ее муж Алексей Кошарный, который сейчас отвечает за производство собственной продукции. Мама Полины, Татьяна Потапова, возглавляет HR-отдел и отвечает за производство ветеринарных препаратов для животных.
Спустя год компания запустила сеть груминг-салонов, которые предоставляют услуги по уходу за домашними животными. Этот дополнительный сервис генерирует 10% дохода сверх того, что дает магазин. Сейчас груминг-салоны есть в 12 из 84 торговых точек MasterZoo.
На фото: Полина и Алексей Кошарные. Источник фото: личная Facebook-страница Полины Кошарной
Семейный бизнес сегодня
Группа компаний "Сузір'я" сегодня все еще совмещает в себе производство и розницу. "Природа" занимается изготовлением одежды для собак, аквариумов, аксессуаров для животных и корма. На собственные товары приходится около 17% в общем объеме розничных продаж, около 3-5% – приходится на других украинских производителей, а остальное – импортные товары.
"Розницу мы развиваем в двух форматах – street-retail и магазины в торговых центрах", – говорит Полина Кошарная. Как правило, магазины street-retail чем-то похожи на обычный магазины "у дома" – они занимают от 80 до 150 кв.м и там меньшее количество SKU (6 000), в крупных магазинах – до 10 000 SKU.
Интернет-магазина у MasterZoo нет. Полина признает, что это ошибка и связывает это с тем, что внимание руководства рассеяно из-за ведения производства и развития розницы. Запустить онлайн-магазин Кошарная планирует в следующем году.
Источник фото: Facebook-страница MasterZoo
Ребрендинг
Полина рассказывает, что в течение нескольких лет MasterZoo открывает магазины в разных форматах, например, используя только эко-материалы или необычные для зоомагазина декорации в виде, к примеру, разбитого самолета. "Это все эксперименты и разработки без помощи профессионалов в ритейл-дизайне. И это нельзя масштабировать. Поэтому мы приняли решение о разработке новой единой концепции для магазинов MasterZoo", – рассказывает Полина.
Весной Полина и Алексей прошли обучающие курсы для владельцев бизнеса, где получили знания, необходимые для разработки нового концепта. Например, главная целью покупателя в магазине товаров для животных – корм для его любимца, поэтому этот продукт клиент всегда в магазине найдет. В новых магазинах MasterZoo на первом плане теперь будут различные аксессуары для питомцев, которые клиенты часто просто не замечают, и предметы импульсной покупки – например, игрушки.
Разработка новой концепции MasterZoo заняла 3 месяца. Пока сеть обновила только один магазин в Киеве, но до конца этого года компания планирует обновить еще 3 магазина в столице. Также с 2019 года все магазины будут открываться в новом формате, а в квартал будет обновляться от 3 до 5 старых торговых точек.
Автор: Дарья Янченко