Ресторанный бизнес — драйвер развития франчайзинга в Украине

15.11.2017
6118

Ресторанный рынок в Украине растет, а вместе с ним и предложения франшиз. Для владельцев уже успешного бизнеса франчайзинг — это способ масштабировать бизнес и получить дополнительный доход. Для владельцев капитала открытие бизнеса по франшизе — это хорошая альтернатива депозиту как инструменту приумножения денежных средств

В Украине существует как минимум 5 онлайн-каталогов франшиз как в сферах ритейла и потребительских услуг, так и в сфере ресторанного бизнеса. «Ресторанный бизнес задает темп развития франчайзинга в Украине, — считает Мирослава Козачук, совладелица Franchise Group. — Если за год не появилось 5–7 ресторанных проектов с франшизой, значит, на рынке не закрыто окно и есть потенциал для игроков, которым стоит начать работать в этом направлении».

Среди всех франшиз, представленных на украинском рынке, около 40% приходится на предложения в ресторанном бизнесе. Интерес к развитию бизнеса по франшизе растет: в 2015 году около 30% ресторанов в Украине представляли собой собственные точки, тогда как в 2016-м этот показатель снизился до 17%. Но, как отмечает Козачук, такой скачок связан с тем, что некоторые франшизы существуют около года и имеют только один объект или даже только концепцию, но уже продают франшизу.

В 2016 году на рынке было около 60 предложений франшиз в сфере общепита, а сейчас, как утверждают авторы исследования Poster, на рынке насчитывается уже около 80 предложений. Как отмечает Родион Ерошек, соучредитель Poster, инвестиции в открытие популярной точки общепита по франшизе составляют от 130 000 грн (мини-пекарни, фуд-траки, мини-кофейни и островки) до 4–5 млн грн. «Привлекательность инвестиций в открытие собственного кафе или ресторана по франшизе постепенно растет. Несмотря на то что последние три года украинцы тратят менее 3% своих доходов на рестораны и кафе, начиная с 2017 года этот показатель начинает медленно расти», — рассказывает Ерошек.

Оборот украинского рынка общественного питания в 2016 году составил $2,5 млрд, в 2015-м — $2,3 млрд. Выросло общее количество франшиз в Украине: в 2016 году, по данным Franchise Group, насчитывалась 461 франшиза, сейчас, как сообщает Poster, показатель вырос до 550, из которых активно работают только 20%. Также растет и количество франчайзинговых объектов в ресторанном бизнесе. По данным Franchise Group, показатель вырос на 15% с 2015 по 2016 год: с 4027 до 4770 франчайзинговых объектов. Для многих бизнес по франшизе становится альтернативой депозитам, как инструмент сбережения средств. «Если найти удачный формат, то 40% годовых — самое малое, на что можно рассчитывать после возврата инвестиций», — подчеркивает Козачук. Как рассказал Тарас Середюк, один из учредителей сетей ресторанов Mafia и Casta, в их компании фиксируют рост интереса к франшизам. Mafia обычно проводит встречу для франчайзи раз в месяц, а в ноябре пришлось проводить две такие встречи, потому что не поместились все желающие.

Что касается тенденций в ресторанном бизнесе, то ежегодный анализ рынка Franchise Group показывает, что сейчас в тренде бургеры и монопродукты (блинная, стейк-хаус и так далее). Также набирают популярность кофейни «третьей волны», то есть небольшие частные кофейни или кофешопы с индивидуальным подходом к приготовлению и подаче кофе. «В регионах большим спросом пользуются и кофейни, которые также продают круассаны или панини. Многие считают, что рынок такими заведениями уже перенасыщен, но ситуация такова исключительно в городах-миллионниках, — отмечает Мирослава, — а вот ниша «завтрак to go» совсем не освоена, хотя запрос на такой формат на рынке уже есть».

Преимущества франчайзера

Франчайзинг является довольно простым способом расширения бизнеса. Как отмечают в Poster, франчайзинг можно включать в двадцатку перспективных направлений бизнеса в Украине на ближайшие годы.

Среди основных преимуществ развития франшизы для франчайзера можно отметить следующие.

Быстрое и экономное развитие своей сети. «Развитие по системе франчайзинга позволяет достаточно быстро развиваться, не привлекая собственные инвестиции и большие ресурсы», — рассказывает Максим Пручай, директор по франчайзингу Salateira. Франчайзи несет всю ответственность за инвестиции.

Упрощение управленческой рутины. Франчайзер не несет ответственности за ежедневное управление отдельными подразделениями франшизы и не должен принимать звонки от каждого члена персонала, который решил сообщить о болезни или пожаловаться на коллегу. «Развитие по франшизе значительно упрощает жизнь франчайзера — тебе не нужно думать о таких мелких проблемах, как расстановка мебели или оборудования в каждом заведении, — комментирует Вадим Костенко, основатель сети ресторанов «Хінкальня», — такие вопросы, как строительство, наем персонала и прочая операционная деятельность, лежат на плечах франчайзи».

Упрощенный процесс выхода на новые рынки. «Франчайзинг позволяет минимизировать риски для франчайзера при выходе на новые рынки, ведь партнер на местном рынке гораздо лучше понимает ситуацию», — отмечает Максим Пручай. Действительно, развитие на новом уровне значительно упрощается при работе с партнером, который знаком с особенностями целевого рынка.

Узнаваемость товарного знака. Упрощенный процесс выхода на новые рынки делает бренд более известным и укрепляет его позиции. Это также помогает непосредственно расширению франшизы и привлечению новых франчайзи.

Дополнительный доход. Оплачивая франшизу, франчайзи делает первоначальный взнос, далее он постоянно выплачивает франчайзеру роялти, где часть средств идет на помощь франчайзи в развитии, например, на консультацию, а часть может быть потрачена на дальнейшее расширение бизнеса. Также дополнительный доход может идти от предоставления франчайзи оборудования или материалов.

Франшиза или бизнес с нуля?

Как рассказывает Ерошек, бизнес по франшизе можно считать более безопасным, поскольку конечный потребитель уже знаком с той или иной торговой маркой, а собственники франшизы обкатали все бизнес-процессы. «В обмен на роялти и паушальный взнос покупатель франшизы получает готовое решение без бюрократической возни и рисков, связанных с запуском бизнеса с нуля».

Преимущества развития по франшизе

Работа под уже известным потребителю брендом. Франчайзи реализовывает товар или услугу, которая уже востребована конечным потребителем. «Нет гарантии, что собственный ресторан станет успешным и бизнес-модель, которую создает предприниматель, будет действительно работать. А вот при работе по франшизе гарантия того, что ты завтра не станешь банкротом, есть», — рассказывает Кирилл Зеленов, франчайзи «Хінкальня», «Pizza Челентано» и «Lviv Croussants». Также новый ресторан или магазин сразу же приобретает репутацию компании, под франшизой которой развивается.

Опыт франчайзера. «Есть определенный алгоритм действий при запуске бизнеса, и его предоставляет франчайзер», — рассказывает Виталий Пархута, франчайзи Salateira в Минске. У франчайзи также есть возможность использовать исследования рынка, которые проводит франчайзер. «Но в нашем случае мы сначала самостоятельно провели анализ белорусского рынка, а уже потом начали переговоры по покупке франшизы», — отмечает Пархута.

Сохранение самостоятельности. Ресторан, который развивает франчайзи, является юридически и экономически независимым от всей сети — это означает, что франчайзи не зависит от кризиса, который может настигнуть другие рестораны этой же сети. «Но это не касается кризиса репутационного — испорченный имидж одного заведения может повлечь за собой потерю клиентов у другого франчайзи», — подчеркивает Зеленов.

Дополнительная защита. Франчайзер предоставляет пособие по запуску и ведению бизнеса, а также поддерживает франчайзи на всех этапах ведения бизнеса. «Франчайзер нас поддерживает по всем вопросам — начиная с технических карт и заканчивая разработкой дизайн-проектов, — поясняет Виталий Пархута. — Также франчайзер периодически проводит аудит и контролирует деятельность франчайзи. Например, на данный момент у нашего франчайзера есть доступ к камерам видеонаблюдения, где можно в реальном времени следить за работой ресторана».

Экономия и гарантия возврата капитала. Запуск бизнеса по франшизе сокращает размеры первоначальных инвестиций. «Я, как инвестор, могу предположить возврат капитала с высокой степенью вероятности, сейчас это примерно 18–24 месяца. Таким показателем открытие собственного ресторана похвастаться не может», — отмечает Кирилл Зеленов.

Автор: Дарья Янченко

Хотите открыть свой ресторан? Или вы ресторатор и планируете масштабировать свой бизнес?
30 ноября в КВЦ «Парковый» впервые пройдет масштабный форум ресторанного франчайзинга FranchiThink.
Один день, 30 ресторанных сетей, 10 иностранных франшиз из США, Ирландии, Испании, Турции, ОАЭ и СНГ.
Главная сцена с мировыми лидерами франчайзинга: Федор Овчинников Dodo pizza, Бенджамин Саймон Carls Jr/ Hardees Марио К. Бауэр Vapiano, Ольга Елисеева KFC, Дениз Косан Walters Coffee and Roastery.
Билеты на сайте http://franchithink.com

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.