Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Что делать, когда вы вносите изменения в бизнес, а наемные работники против
Dr. Elaine Ferguson
Как поменять их мнение и настроить на работу
В рамках заседания 4Service Club прошла встреча с собственниками и топ-менеджерами бизнеса на тему того, как устранить сопротивление сотрудников. Существует общая закономерность, с которой каждый человек в компании воспринимает изменения, и если знать 5 ее стадий, то можно ускорить внедрение новшеств в компании и даже уменьшить потери денег.
Бизнес-коуч Татьяна Емельянова рассказывает, что мозг всегда одинаково реагирует на изменения. Сначала человек испытывает негативные эмоции — ощущает гнев и возмущение, потом тоску и безнадегу. Чем дольше присутствует негатив в коллективе, тем хуже люди в этот период работают. Они получают зарплату, не давая результата.
Чтобы минимизировать потерю денег, можно ускорить прохождение сотрудниками каждой стадии приспособления к изменениям. Существует 5 стадий: игнорирование, сопротивление, растерянность, обучение и принятие.
№ 1. Игнорирование
Сотрудник думает: «Какой бред, опять они что-то от нас хотят».
Он воспринимает новость о грядущих переменах как потенциальную угрозу, просто потому что это что-то неизвестное. Таким образом мозг пытается уберечь человека от лишней траты энергии. Получив письмо, в котором говорится о необходимости изменений, люди надеются, что новшества их не коснутся и дальше письма дело не продвинется. Тем более что подобные письма уже приходили, и после этого ничего не поменялось. Все занимают выжидательную позицию.
Источник: zedni.com
Сократить этап игнорирования можно качественным адресным сообщением. Перестаньте присылать общие оповещения, такие как «с Нового года наша компания должна стать лидером по сервису в нашей отрасли». Если информация не касается никого персонально, это лишний повод не относить ее на свой счет. Сообщение должно быть персонифицированным: сделайте именное обращение, добавьте название отдела, дату, детали и причину. «В нашем отделе с (дата) будут (такие) изменения. Это делается для того, чтобы…».
№ 2. Сопротивление
Сотрудник думает: «Им там что, делать нечего?».
Сопротивление переменам возникает всегда, как бы хорошо вы к ним ни готовились. Сотрудники будут возмущаться и выражать свои претензии.
На этапе сопротивления лично расскажите о предстоящих изменениях. Вы должны видеть реакцию подчиненных. Заранее подготовьтесь к ней, представьте, какие могут быть возражения. Чем ярче они будут, тем быстрее пройдут.
Когда запал сотрудников спадет и вы частично развеете их опасения, описав преимущества нововведений и объяснив, как будете разбираться с угрозами, они постепенно успокоятся.
№ 3. Растерянность
Сотрудник думает: «Что теперь делать?».
Возмущаться больше нет сил, но сотрудник чувствует себя растерянно и некомфортно в этом состоянии. Он пытается найти решение, на ум приходят какие-то ассоциации. Например, что где-то у знакомых такое изменение уже внедрялось, и надо бы расспросить их об этом. Или просто поискать информацию в Google.
Источник: Experteer
На этапе растерянности подскажите сотрудникам, где найти больше информации.
№ 4. Обучение и вовлечение
Как только человек начинает искать информацию, касающуюся предстоящих изменений, он сам невольно вовлекается в обучение. В какой-то момент он уже попробует что-то сделать, вероятно, даже не заметив этого, а со временем перестанет ошибаться.
№ 5. Принятие
На стадии принятия навыки отрабатываются до автоматизма. Для сотрудника это изменение перестало быть новым и стало частью его работы.
Как подготовиться
Зачастую у коллективов любой численности похожая групповая динамика — 10% тех, кто за изменение, 10%, кто против, и те, которые склоняются к одной из групп. Третьи присоединятся к первым или ко вторым в зависимости от того, как вы с ними поработаете.
Источник: MDI Management Development Institute
Сначала пригласите к себе самых прогрессивных сотрудников, которые потенциально могут поддержать изменение. Чтобы продать им свою идею, нужно изучить их потребности и подготовить рассказ о выгодах, которые они получат от нововведения. Потом спросите, что их смущает, какие есть возражения, какие могут быть риски для них. Добавив что-то свое, они начнут ценить вашу идею еще больше.
Когда вы выйдете к сотрудникам с новостью об изменении, среди них уже будет большой процент людей, которые скажут своим коллегам, что это хорошо. Если не поверят вам, то поверят им.
Чтобы презентация прошла продуктивно и не осталось недовольных, сделайте все возможное, чтобы процесс вашего общения с сотрудниками представлял собой не монолог, а диалог.
Во время разговора должно измениться выражение их лиц. Если людям все понятно, а эмоций нет, это признак, что вам не доверяют и боятся озвучить свое мнение. Не уходите. Принесите чай или кофе, печенье, закажите пиццу и попробуйте наладить коммуникацию. Попытайтесь озвучить их опасения в своей речи, чтобы они увидели, что их понимают. Они с интересом послушают и будут рады совершить нужные вам действия.
Записала Валерия Дорош