Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Nielsen: Уверенность украинского и европейского потребителя в конце 2016 года стабилизировалась, но остается слабой
Companion.ua
Индекс потребительского доверия в Украине в ІV квартале 2016 года остается стабильным весь 2016 год. В Европе по сравнению с ІІІ кварталом показатель потребительского доверия вырос в 16 странах, снизился в 14 и остался на том же уровне в 4 странах.
Индекс потребительского доверия Nielsen в Украине в четвертом квартале 2016 года поднялся на 2 пункта, показав относительную стабильность в 2016 году - следует из результатов исследования The Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey.
«Мы называем этот украинский феномен – «стабильность в кризисе». Потребители привыкли, приспособились и продолжают приспосабливаться к условиям, которые диктует им потребительский рынок и экономика страны в целом, - комментирует Татьяна Бессмертная, генеральный директор Nielsen в Украине и Беларуси. - Непостоянный курс доллара, как результат рост цен на продукты питания, новые тарифы на коммунальные услуги – условия, в которых украинский потребитель живет уже третий год подряд. Данные Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАНУ говорят, что в Украине за чертой прожиточного минимума живет 58,3% населения. Такая потребительская «стабильность» обманчива и покачнется во время очередного потрясения, будь то цены в магазине или эскалация конфликта на Востоке страны».
Показатель финансовой стабильности, на основе которого рассчитывается индекс, ухудшился в Украине по сравнению с кварталом ранее – 26% оценивают свое финансовое положение негативно (+4 п.п. по сравнению с ІІІ кварталом 2016 года). По остальным двум показателям – оценка перспектив в работе и время для покупок – прослеживается незначительное улучшение. Так, 40% не видят перспективы в работе (-3 п.п. по сравнению с ІІІ кварталом 2016 года) и 45% утверждают, что сейчас неблагоприятное время для покупок (-1 п.п по сравнению с ІІІ кварталом 2016 года).
Говоря о Европе, индекс потребительского доверия вырос в 3 странах из топ пятерки экономик в регионе: на 9 пунктов в Испании, где зафиксирован самый высокий показатель с 2007 года, на 1 пункт в Германии и приблизился к показателю абсолютного оптимизма. Несмотря на то, что индекс уверенности снизился в Великобритании на 4 пункта, немцы остаются самыми позитивно настроенными потребителями в регионе.
В Европе все три показателя, из которых складывается индекс, остались стабильными: оценка личных финансов и готовность тратить не изменились по сравнению с IIIкварталом 2016 года и только показатель перспектив в работе пошатнулся и снизился на 1 п.п.
Инго Шиер, генеральный директор Nielsen в Германии комментирует ситуацию так: «Немецкие потребители оставались уверенными весь год. Уровень доверия снова вырос в четвертом квартале до 101 пункта и пересек грань между оптимистически и пессимистически настроенными странами. В целом, немецкие потребители оптимистично смотрят на перспективы в работе, собственные финансы и верят в то, что год будет благоприятным для новых покупок. Несмотря на перемены в мировой экономике, процесс выхода Великобритании из Евросоюза, смена президента в США, собственное потребление становится движущей силой немецкой экономики в 2017. Терроризм и преступность остаются номер один в рейтинге опасений в четвертом квартале. Тем не менее, эти страхи не оказывают прямое и немедленное влияние на потребительское настроение».
На что потребитель тратит и как экономит?
Больше людей в Украине утверждают, что у них не остается свободных средств после покупки самого необходимого (33% по сравнению с 30% в ІІІ квартале 2016 года). Тех, кто заявляет, что тратит оставшиеся средства, стало меньше по всем статьям расходов. Этот тренд сохранился с прошлого квартала.
Что беспокоит украинского потребителя?
Распределение ТОП 4 опасений украинцев в четвертом квартале изменилось. Теперь больше всего украинцев (36%) беспокоят тарифы на коммунальные услуги. На втором месте – война (33%), цены на продукты питания (23%) и экономика (22%). Проблема здоровья выпала из топ четверки и занимает пятое место в рейтинге.
/Nielsen Holdings plc (NYSE: NLSN) — это глобальная компания, которая предоставляет услуги по измерению и улучшению бизнес-результатов и является ключевым источником информации о том, что потребители смотрят и покупают. Nielsen входит в список S&P 500 и проводит свои измерения более чем в 100 странах мира, охватывая свыше 90% мирового населения.
В Украине Nielsen присутствует с 1995 года, на данный момент в компании работает более 500 человек. Nielsen использует единую методологию сбора данных по всему миру, что позволяет сравнивать и сопоставлять информацию о рынках в Украине с прочими странами./
Источник: пресс-служба Nielsen в Украине