Бизнес сдерживает рост цен из последних сил

09.12.2014
1642

ukr-ru.net

Украинские производители, как и импортеры, не спешат полностью компенсировать за счет потребителей выросшую себестоимость продукции. Импортные товары фактически подорожали в гривневом эквиваленте настолько, насколько повысился доллар по отношению к гривне. То есть на 87 %, если учитывать курс продажи американской валюты на наличном рынке на конец ноября. Соответственно подорожали и привозные сырье и составляющие для украинских производителей, что отразилось на конечной себестоимости украинской продукции. Однако при этом потребительские цены в Украине выросли в последний месяц осени «всего» на 21,8 %. Это означает, что бизнес сдерживает рост цен за счет своей маржи.

Первыми перекладывать на плечи покупателей обесценивание нацвалюты начали производители топлива, транспортных средств, фармацевтической продукции и фруктов.

Примечательно, что даже товары, которые имеют исключительно заграничное происхождение, не подорожали в полной мере параллельно с изменением курса гривни. К примеру, бытовая техника прибавила в цене лишь 23 %. И импортеры, и отечественные производители, работающие с привозными составляющими, растягивают или откладывают повышение цен, опасаясь ударить по спросу населения и стремясь сохранить позиции на внутреннем рынке, отмечает руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук. Украинцы, покупательная способность которых из‑за инфляции падает, и так оказались чувствительными к росту цен. По оценкам компании GfK Ukraine, в октябре индекс девальвационных ожиданий достиг 153,4 пункта, а индекс инфляционных ожиданий — 190,4 пункта по шкале от нуля до 200, в которой показатель в диапазоне 100‑200 пунктов отражает обострение опасений. Годом ранее эти показатели составляли 119,8 и 183,7 пунктов соответственно. А индекс целесообразности делать крупные покупки упал за год с 88,9 до 60,7 пунктов. Как следствие потребительские аппетиты населения снизились. За десять месяцев оборот розничной торговли упал на 6,8 %, в том числе розничные продажи предприятий сократились на 7,9 %.

Источник: capital.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.