Чтобы не было мучительно больно. 9 советов, как не разочароваться во франчайзинге

08.12.2014
2602

thailandlaw.org

Глава Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос за время работы встречал многих разочаровавшихся во франчайзинге. В своей колонке он приводит причины недопонимания, которые возникают при такой модели ведения бизнеса.

Обычно мы говорим о множестве преимуществ франчайзинга как для франчайзеров, так и для франчайзи. Позволю сегодня поделиться теми проблемами, которые могут возникнуть у франчайзи при работе в сети, о которых обычно не говорят, или думают, что о них не стоит говорить.
Франчайзинг не следует воспринимать как рецепт от всех болезней. Все равно франчайзи придется работать самому и упорно. Конечно, поддержка франчайзера будет во всем, но предпринимательство как деятельность со всеми рисками договор франчайзинга не отменяет.
И словосочетание "франчайзинг — единственный способ начать самый прибыльный бизнес" следует понимать так: "франчайзинг — это способ вести бизнес в сети более прибыльно по сравнению с аналогичными предприятиями отрасли, чем вести его самостоятельно и обособленно от советов, рекомендаций и поддержки более квалифицированного партнера именно в этой отрасли". Разницу чувствуете?
За практику консультационной деятельности и общения с потенциальными франчайзи я встретил много разочаровавшихся покупателей франшиз, и в этой статье постараюсь обобщить их неудачный опыт и причины разочарования.
Итак, почему франчайзи разочаровывается своим вложением во франшизу?

1. Временной отрезок между вложением инвестиций и началом окупаемости по ожиданиям франчайзи и в реальности могут не совпадать. К сожалению, франчайзи мечтает о максимально быстром сроке, часто не задумываясь о реальности и не слушая самого франчайзера. Правильный и осторожный франчайзер будет говорить о более пессимистичном прогнозе. А вот франчайзи, витающий в облаках своих идей и мыслей, расстраивается, что не получил возврат в желаемые им сроки. Завышенные ожидания создают больше проблем, чем внимательное и беспрекословное следование рекомендациям франчайзи, в том числе для определения сроков возврата инвестиций.


2. "Период окупаемости" — термин, который многие понимают по-разному. Корректно говорить о том, что этот показатель описывает период от момента начала нормальной работы точки до момента возврата инвестиций. Конечно, нынешняя экономическая ситуация усложняет процесс прогнозирования и планирования, но давайте все-таки смотреть на бизнес с момента начала его работы, а не с момента подписания договора франчайзинга, уплаты вступительного взноса. Задача франчайзи — максимально сократить срок раскачки и выйти на своевременный запуск согласно рекомендациям франчайзера: в нужное время, на начало сезона в отрасли, с правильным и своевременным продвижением. Учтите, что в некоторых случаях выгоднее отложить запуск, чем пытаться начать работу в мертвый сезон.


3. Не пытйтесь застолбить у франчайзера все потенциальные места. Пока франчайзи думает, где взять деньги на улучшение проекта (читай: доведение его до стандартов франчайзера), по соседству может открыться аналогичная точка, напрочь убив все ваши предварительные расчеты о количестве потенциальных покупателей. Поэтому не пытайтесь застолбить у франчайзера все потенциальные места, оплатив вступительный платеж за каждое место. Расстройство франчайзи в таком случае заключается в том, что он хочет "или эксклюзив на весь город, или не буду брать вашу франшизу вообще". Может, стоит начать с одной точки, познакомиться с бизнесом, а далее уже развивать свою подсеть в рамках сети франчайзера.


4. Если ваша франшиза не позволяет работать в режиме самозанятости, где вы сами и инвестор, и начальник, и исполнитель, и контролер, то вам придется нанимать "команду". И если вы будете "влазить" во все вопросы, постоянно гонять работников, увольнять, менять их, не учитывая рекомендации франчайзера, то вы просто поругаетесь с ним, что отразится на возможности продолжать бизнес по франшизе. С одной стороны, вы собственник, и это святое, но с другой — франчайзер берет на себя ответственность подталкивать ваш персонал к правильным решениям. Не мешайте ему в этом.


5. Персонал всегда будет "косячить", увольняться, нарушать распорядок. И франчайзер от этого не спасет. В принципе, во франчайзинге персонал — единственно важный вопрос, лежащий в кругу ответственности франчайзи. Конечно, есть помощь в обучении, технологии набора, управлении сменами, лизинг персонала. Если никого нет, то франчайзи становится сам у прилавка, у барной стойки, на кухне или едет оказывать услуги клиенту. Продавая франшизу, вам не обещали большой кабинет с дубовой мебелью!


6. Вам быстро надоедает играться одной игрушкой? Не покупайте франшизу ради удовольствия — никто от такого шага удовольствия не получит: франчайзер расстроится, у вас будут убытки, персонал больше не захочет с вами работать, клиенты отвернутся от точки. Хотите "играться в бизнес" — открывайте нефранчайзинговые бизнесы: там вы единственный хозяин положения, на вас не будут давить процедурами, технологиями, ответственностью и штрафами.


7. Франшиза — это все-таки бизнес, и вам придется общаться со всеми проверяющими органами, соответствующими вашему профилю: налоговой, санэпидстанцией, пожарниками, охраной труда, энергетиками, экологами, социальными фондами, "фондом инвалидов" и многими другими. И часто они будут приходить к вам вместе с арендодателем. Франчайзер за франчайзи эту работу делать не будет, и даже не ждите этого. Он подскажет, как общаться, какие документы предъявить, но основную скрипку играть вам на месте. Ряд франчайзи в ожидании чуда от франчайзера настолько затягивают свои проблемы с проверяющими органами, что потом уже ни франчайзер, ни адвокаты, ни другие помощники не могут решить вопрос без существенных расходов.


8. Франчайзер не разрешит вам переносить точку с места на место, из одного ТЦ в другой, с одной улицы на другую. Выбор места ведения бизнеса делается один раз — вначале. А дальше либо работаете, либо закрываетесь. Во многих случаях для переезда нужно будет подписывать новый договор. Я был очень удивлен общением с рядом франчайзи, которые рассчитывали, что сначала попробуют в одном месте, а затем решат, где им будет лучше, и потом очень удивлялись, что другие места заняты и франчайзер даже не хочет слышать о переезде.


9. И главное: все нужно согласовывать. Новый бизнес начинать нельзя. Новации только через офис франчайзера — даже свое имя нельзя использовать. И хотя об этом говорили с самого начала, договор подписывали, но не все франчайзи отметили это и приняли для себя. А нарушение правил сети — это путь к очень большим проблемам.

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.