Nielsen: В Украине индекс потребительского доверия снизился на 2 пункта по сравнению с показателем IV квартала 2015 года

18.05.2016
1923

omega-research.com.ua

Компания Nielsen провела исследование индекса потребительского доверия в I квартале 2016 года в Украине и мире

  • Глобальный индекс потребительского доверия остается стабильным на уровне 98 пунктов, плавно приближаясь к показателю оптимизма и уверенности — 100 пунктам
  • В Украине индекс потребительского доверия снизился на 2 пункта по сравнению с показателем IV квартала 2015 года. Украина по-прежнему одна из самых пессимистически настроенных стран в мире после Южной Кореи

Индекс потребительского доверия Nielsen в Украине, отражающий настроения онлайн-респондентов и их ожидания от будущего, в I квартале 2016 года упал на 2 пункта к предыдущему кварталу — до 46 пунктов. Украина по-прежнему занимает второе место среди самых пессимистически настроенных стран мира после Южной Кореи. Глобальный индекс потребительского доверия остается практически на том же уровне, прибавив 1 пункт по сравнению с последним кварталом 2015 года.

Индекс потребительского доверия складывается из трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев, уровня финансового благополучия в ближайшие 12 месяцев и готовности тратить деньги.

Татьяна Бессмертная, генеральный директор Nielsen в Украине и Беларуси, прокомментировала результаты так: «На падение настроений украинского потребителя повлияло много факторов. Безусловно, влияет политическая турбулентность: изменения в украинском правительстве, противостояния среди политических партий, медленные реформы и борьба с коррупцией. Добавляют тревоги ожидания новой волны повышения тарифов на коммунальные услуги, а также малорезультативные встречи в правительственных верхах по конфликту на Востоке. Из позитива стоит отметить стабилизировавшийся курс гривны и прогнозируемое снижение инфляции до 18% в этом году по сравнению с 49% в 2015-м. Хочется верить в то, что мы достигли «дна» и экономика будет усиливаться, давая позитивную почву для потребительских настроений в будущем».

В то время как в 11 странах из 61, где компания Nielsen проводила онлайн-опрос потребителей, уровень доверия вырос на 5 и более пунктов, в 21 стране уровень доверия упал на 5 и более пунктов по сравнению с прошлым годом. Среди всех стран в опросе Индия остается страной с самым высоким показателем уровня доверия и оптимизма — 134 пункта, и этот показатель вырос на 3 пункта по сравнению с прошлым кварталом. После того как в США индекс потребительского доверия показал падение сразу на 19 пунктов (до 100) в последнем квартале 2015 года, уровень оптимизма в первом квартале 2016-го вырос на 10 пунктов (до 110). В первом квартале 2016 года Россия впервые за 11 лет вошла в список стран с самым низким показателем индекса потребительского доверия, который упал на 11 пунктов — до 63. Подобная ситуация наблюдалась в первой половине 2009 года с наступлением кризиса, когда индекс также существенно упал — со 104 до 75 пунктов. К исследованию индекса потребительского доверия в I квартале 2016 года впервые присоединились Беларусь и Казахстан. Первые результаты показали, что настроения белорусов близки к настроениям украинцев — 50 пунктов, в то время как респонденты в Казахстане гораздо увереннее в перспективах — 73 пункта.

Оценка своих перспектив и на чем экономят украинцы

Большая часть респондентов в Украине все еще не видит радужных перспектив в работе, считает свое финансовое положение неблагополучным и полагает, что сегодня не самое благоприятное время для покупок. Увеличилось количество тех украинцев, которые считают, что Украина находится в состоянии кризиса. В I квартале 2016 года кризис замечают 97% респондентов, что на 2 п.п. больше, чем в прошлом квартале. В Украине стабильным остается количество респондентов (71%), полагающих, что страна не выйдет из кризиса в следующие 12 месяцев.

Каждый третий украинец (32%) в онлайн-опросе заявляет, что у него не остается свободных денег после покупки товаров первой необходимости (+5 п.п. по сравнению с IV кв. 2015). Сэкономленные деньги украинцы тратят на одежду (30%) и выплату долгов (20%). Количество тех, кто готов откладывать сбережения, снизилось (-4 п.п. по сравнению с прошлым кварталом).

Что беспокоит украинцев и европейцев?

Каждого третьего украинца (38%) продолжает беспокоить война (-6 п.п. по сравнению с прошлым кварталом). Экономика, цены на коммунальные услуги и продукты питания — топ-3 причин обеспокоенности украинских респондентов; и количество таких обеспокоенных продолжает расти. Для каждого пятого европейского респондента терроризм является главной причиной для беспокойства (22%). Увеличилось количество респондентов в Европе, которые переживают за сохранность рабочего места (+3 п.п. по сравнению с прошлым кварталом).

Об индексе потребительского доверия компании Nielsen

Исследование глобального потребительского доверия Nielsen (The Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey) проводилось с 1 по 23 марта 2016 года. Всего было опрошено более 30 000 потребителей из 63 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки.

Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны с учетом количества пользователей интернета в конкретной стране. Затем она была взвешена для достижения репрезентативности интернет-пользователей; максимальная погрешность выборки составляет ±0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в интернет. Степень его проникновения варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения интернета — 60%, или 10 миллионов интернет-пользователей для включения страны в исследование. Индекс потребительского доверия для Китая был сформирован при помощи особой методологии и включал в себя опрос 3 500 респондентов. Исследование глобального потребительского доверия (Global Consumer Confidence Survey) было начато в 2005 году.

/Nielsen Holdings plc (NYSE: NLSN) — это глобальная компания, которая предоставляет услуги по измерению и улучшению бизнес-результатов и является ключевым источником информации о том, что потребители смотрят и покупают. Сегмент Watch предлагает клиентам медиа- и рекламного бизнеса решения в области всеобщего измерения аудитории по всем устройствам и всем типам контента (видео, аудио, текст). Сегмент Buy предлагает FMCG-производителям и розничным сетям единственные на рынке услуги по измерению эффективности продаж, доступные как на локальном, так и на глобальном уровне. Объединяя информацию сегментов Watch, Buy и других источников, Nielsen предоставляет своим клиентам инструменты измерения и улучшения бизнес-результатов.

Nielsen входит в список S&P 500 и проводит свои измерения более чем в 100 странах мира, охватывая свыше 90% мирового населения. Дополнительная информация доступна на официальном сайте www.nielsen.com

В Украине Nielsen присутствует с 1995 года, и на данный момент в компании работает более 500 человек. Nielsen использует единую методологию сбора данных по всему миру, что позволяет сравнивать и сопоставлять информацию о рынках в Украине с прочими странами./

Источник: пресс-служба Nielsen

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.